ирина коннова
Реализация проекта «Клумба дружбы» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация проекта «Клумба Дружбы»
в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».
Коннова Ирина Николаевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»
Автозаводский район
город Нижний Новгород
Актуальность темы.
Публикация «Реализация проекта „Клумба дружбы“ в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Клумба. Проекты, планы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Цветы. Все о цветах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения». В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Поэтому мы, всей группой решили благоустроить клумбу нашего участка. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности. Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на опустевшие цветочные клумбы и пришли к выводу, что нужно создать новые цветники и засадить их цветами. Воспитатель предложил детям помочь взрослым с оформлением клумб и выбрать цветы для посадки.
Проблема: «Наша клумба не благоустроена и не оформлена».
Гипотеза: Если будет реализован проект, то у детей расширится представления о цветущих растениях, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе.
Цель проекта :
Сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.
Задачи проекта :
• дать детям знания о цветах, как о полезных растениях (издают хороший запах, отчищают воздух от бактерий);
• расширить представления о декоративных растениях;
• формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем;
• высадить рассаду цветов в клумбы;
• учить детей замечать красоту цветов в клумбе, воспитывать чувство восхищения;
• вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране, воспитывать бережное отношение к труду людей;
• привлечь родителей к уходу и поливке клумб
Ожидаемый результат:
• сформирована экологическая воспитанность детей;
• расширены представления детей о декоративных растениях;
• сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем : высажены клумбы на участке детского сада; • сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
Тип проекта :
1. по доминирующей деятельности: творческий;
2. по сфере применения результатов: социальный;
3. по времени работы: краткосрочный (прель-август);
4. по характеру контактов: в рамках дошкольного учреждения.
Состав участников:
1. воспитанники старшей группы
2. воспитатели;
3. родители.
Ресурсное обеспечение проекта : Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
Методический инструментарий: Наглядный материал. Настольно-печатные игры по экологии. Дидактические игры по экологии. Оснащение природным и бросовым материалом.
Основные направления реализация проекта : Работа над проектом осуществлялась в три этапа.
I. Подготовительный этап.
Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Обогащение и расширение представления об окружающем мире; объяснение детям в доступной форме о необходимости охраны природы. Беседа на тему: «Клумбы». Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых, воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них. Рассматривание семян. Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений. Заинтересовать родителей проектом.
II. Основной этап.
Экспериментальная работа с рассадой цветов и землёй (рассматривание рассады и земли, рыхление, пересадка рассады). Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать). Упражнять в использовании обследовательских действий. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семени и действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к посадке семян. Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой». Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые навыки. Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними. Загадывание загадок, ребусов. Развивать познавательный интерес детей через игровые задания. Заучивание и чтение стихотворений о цветах. Закрепить представления детей о цветах, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Чтение художественной, познавательной литературы. Развивать навыки общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
III. Заключительный этап.
Высадка рассады в клумбы, оформление клумбы. Создание сплоченного коллектива среди воспитанников, их родителей и воспитателей. Совместное создание клумбы, проявление фантазии и творчества. Уход за цветником Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними. Обмен впечатлениями по итогам работы. Презентация проекта. Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной с взрослыми деятельности.
Вывод:
Таким образом, работая над проектом : «Цветочная клумба», мы расширили свое представление о декоративных растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы). Дети были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром. Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.