Татьяна Радченко
Использование интернет-доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение человека к окружающей
среде – это уже и сам человек, его
характер, его философия, его душа, его
отношение к другим людям.
С. П. Залыгин
Я, педагог Рамонского детского сада № 3 – Радченко Татьяна Михайловна. В Рамонский детский сад № 3 пришла устраивать своего сына, и по воле судьбы осталась здесь работать. По образованию я учитель начальных классов, психолог. Работая в саду, прошла переподготовку – получила диплом «Дошкольное воспитание. Психология». С первых дней своей профессиональной деятельности вступила в профсоюз. Профсоюз уделяет много внимания досугу работников. Ежегодно организуются смотры конкурсы художественной самодеятельности, в которых я принимаю активное участие.
Публикация «Использование интернет-доски и других компьютерных технологий для экологического образования дошкольников» размещена в разделах
- Компьютер - мой друг
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
В Рамонском детском саду работаю почти 3 года.
Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последних десятилетий. Это не удивительно, ведь принципиально изменилась жизнь, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду.
В соответствии с законом “Об образовании в Российской Федерации” и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Использование современных информационных технологий изменяет традиционный характер воспитательно – образовательного процесса в ДОУ. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне, позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Я придерживаюсь точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей. Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ — жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Я поставила перед собой задачу сделать его своим помощником. Приоритетным направлением своей работы считаю «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников».
Познание родной природы является источником первых знаний. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни.
В дошкольном возрасте важно напитать душу ребенка добротой и воспитать такие качества, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. Приобщение ребенка к природе способствует у него воспитанию многих положительных качеств личности.
В процессе экологического образования дошкольников используются разнообразные методы : практические (игры, ребусы, загадки, акции,
наглядные (экскурсии, иллюстрации, плакаты и т. д., словесные (художественное чтение, беседы).
Известно, что использование в педагогической практике разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает их познавательную активность, повышает эффективность работы педагога в целом. Для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников необходима увлекательная информация и обширный наглядный материал. В работе с дошкольниками я использую специализированные или адаптированные обучающие компьютерные программы, творчески применяю ресурсы глобальной сети интернет :
На помощь приходят информационно-коммуникативные технологии.
Средствами ИКТ в нашем детском саду, являются: мультимедийный проектор, видеомагнитофон, телевизор, магнитофон, видеокамера, фотоаппарат, компьютер.
По экологическому воспитанию детей, я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, которые помогают мне рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание дошкольников, улучшает восприятие информации.
Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др.
Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря, дождя, ветра и т. д. ;
Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме. Они напоминают дидактические картинки.
«Виртуальные экскурсии или путешествия» дают возможность посетить недоступные места, совершить уникальное путешествие. Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Дети принимают такие экскурсии с огромным удовольствием.
В своей работе так же ИКТ использую при написании рабочих программ, обмене опытом и наработками с другими воспитателями, в индивидуальной работе с детьми, организации двигательной активности, на занятиях и в свободной деятельности, проводится работа с родителями, социумом. Одним из критериев профессиональной деятельности педагога, в соответствии с ФГОС, является высокая степень активности и вовлечённости родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада. Порой родителям не хватает времени для посещения различных мероприятий, проводимых в детском саду, многие родители не читают материалы на информационных стендах. Поэтому в нашем саду существует сайт на котором созданы персональные странички педагогов. Это очень актуально в настоящее время. У родителей появилась возможность вместе с ребёнком заглянуть на сайт группы, посмотреть новые фотографии, получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения.
Помощь ИКТ в работе современного педагога по экологическому воспитанию дошкольников весома :
• подбор иллюстративного материала к образовательной деятельности и для оформления стендов, уголков в группе по экологическому развитию;
• создание презентаций по вопросу экологического образования дошкольников;
• подбор дополнительного познавательного материала, составление сценариев праздников и других мероприятий экологической направленности;
• обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
• возможность расширить творческие способности самого педагога по экологическому образованию.
Сегодня ИКТ позволяет:
• показать информацию экологического содержания на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как основной виду деятельности дошкольника – игра;
• в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал по экологическому образованию, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
• привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими;
• способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.