Лучнина
Реализация принципа интеграции образовательных областей в непосредственной образовательной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Реализация принципа интеграции образовательных областей в непосредственной образовательной деятельности в ДОУ»
Воспитатель МБДОУ детского сада №4 Лучнина Виктория Владимировна
Замечательный педагог-дошкольник, наш с вами современник Т. С. Комарова говорит: «C детьми нужно постоянно заниматься, продвигать их, вести к развитию, потому что само по себе ничего не бывает».
Давайте настроимся на работу. Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите
Упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Публикация «Реализация принципа интеграции образовательных областей в непосредственной образовательной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета?
II. Основная часть.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам поможет интегрированная образовательная деятельность.
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Интеграция имеет большое значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения от раннего возраста, до выпуска детей в школу.
Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа ДОУ строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности.
Интеграция – один из путей достижения качества дошкольного образования
1. Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? (ответы педагогов).
Интеграцию мы понимаем как состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Учитывая особенности организации работы с дошкольниками, воспитатель должен уметь интегрировать содержание образовательных областей в целостный педагогический процесс, охватывающий все виды детской деятельности.
Цель интеграции – способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон. Интеграция легко организуется при комплексно-тематическом планировании (тематический день, неделя).
Идея интеграции подразумевает, что:
-для развития ребенка необходимо организовывать разнообразные виды детской деятельности;
-в этой деятельности должны развиваться все виды восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное).
Только это может обеспечить полноту и глубину впечатлений и складывающихся на этой основе у дошкольника представлений, образов. Если определяется тема дня, например, «День космонавтики», то следует продумать, о чем воспитатель расскажет детям, какие иллюстрации им покажет, что прочитает, какие игры организует (по данной тематике,что предложит рисовать, лепить, моделировать и т. д. это и есть комплексно-тематический образовательный процесс, где естественным образом интегрируется содержание образовательных областей, которое проживается ребенком в разнообразных видах детской деятельности.
Воспитатель должен знать, в каких формах может быть организован тот или иной вид детской деятельности (игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, музыкальная, художественная, восприятие детской художественной литературы и фольклора).
Если воспитатель использует разнообразные формы организации детской деятельности, то это делает образовательный процесс интересным и запоминающимся для детей.
Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды деятельности.
Интеграция содержания позволяет создать модель организации педагогического процесса, где ребенок постигает базовые категории (часть, целое и др.) с различных точек зрения, в различных образовательных сферах.
Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлениий и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.
Мне же стал интересен такой аспект этой проблемы : каким образом интегрировать занятия по физической культуре с другими образовательными областями. Л. С. Выготский в одной из своих работ указывал на невозможность соединить усиленную физическую работу с напряженной умственной деятельностью. «… Нельзя одновременно сосредоточиться на какой-то мысли и в это время энергично колоть дрова. Всякая мысль вызывает как бы столбняк, оцепенение и по самой своей природе парализует и приостанавливает движение».
Конкретное содержание образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности : это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, двигательная активность, а также игры с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира, двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей мы решаем такие задачи как:
формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире (мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве);
интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей;
интеграция в воспитательно-образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей (интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей);
Сущностью интегрированного подхода к образовательной деятельности является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей программы, а дети осваивают содержание через основные виды детской деятельности : познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной.
Важно заметить, что при планировании и проведении НОД педагогам в работе с детьми помогут такие методы как:
сюрпризный, игровой моменты,
рассматривание, наблюдение, сравнение, обследование,
сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (частично-поисковый);
проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ;
разнообразные речевые дидактические игры для активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы с детьми дошкольного возраста.
Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. Задачи интеграции можно решить в различных видах деятельности, при взаимодействии всех участников образовательного процесса. Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Можно выделить следующие формы интегративного процесса : совместные творческие проекты, праздники, эксперименты, экскурсии, сюжетно-ролевые игры и т. д. При этом в каждой образовательной области в разных видах детской деятельности у педагога имеется возможность акцентирования внимания детей на правилах сохранения здоровья.
Таким образом, интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями в работе по здоровье сбережению как ведущий принцип организации деятельности в дошкольном учреждении должна быть направлена на достижение одной цели – формирование здорового образа жизни.
Форма проведения непосредственно образовательной деятельности нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Выбор определенной темы НОД определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более интересным, у детей создается единая, целостная картина мира, Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, воображает, думает, в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения. Следовательно, дети учатся свободно общаться и высказывать свои мысли, что является неотъемлемой частью работы с детьми-дошкольниками. Хочется ещё раз обратить ваше внимание на актуальности проведения интегрированных занятий
1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях
в его многообразии и единстве
2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности
3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение вос-питанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности
4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической на-правленности
5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов. При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.
Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.
Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.
Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:
• способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,
интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
• эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.
Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог
• Четкость, компактность, сжатость учебного материала
• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии
• Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии
• Систематичность и доступность изложения материала
• Необходимость соблюдения временных рамок занятия
Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.
• сложность отбора учебного материала;
• подробное структурирование занятия;
• проблема личной совместимости педагогов;
• общий подход к оценке знаний и умений детей;
• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
Педагогические возможности интегрированного занятия
1. Формирование в единстве знаний и умений
2. Коммуникативность умений
3. Повышение интереса к учению
4. Снятие напряженности, страха, неуверенности
Алгоритм подготовки интегрированного занятия :
1) Выбор объекта интеграции.
2) Отбор компонентов интеграции.
3) Отбор материала.
4) Выбор структуры занятия.
5) Отбор методов интегрирования.
Отбор компонентов интеграции.
В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей : природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.
Использование в практике работы с детьми данных методических рекомендаций позволяет педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым.
Формы занятий различны, но в каждом имеется достаточно материала для упражнения «деятельных сил» ребенка, данных ему от природы. Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают профессионализм, мастерство и одухотворенность личностного общения с детьми; дети положительно воспринимают педагога (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, больше дадут детям, если откроются им как личность многогранная и увлеченная.
Технология интеграции организованной образовательной деятельности может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий при ее проведении для развития детских способностей.
В заключение, уважаемые коллеги, нам хочется пожелать всем больших творческих успехов. И будем надеяться, что в дальнейшем, планируя свою работу, опираясь на комплексно-тематическое планирование, у нас не возникнет больших трудностей.