Елена Денисова
Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский:
«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей.
Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».
Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальны во все времена.
Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства— дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Что же такое преемственность?
Совсем недавно преемственность было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки», на подготовку детей к обучению в школе.
Но преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только в этом смысле. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Важно стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Наиболее актуализирует проблему обеспечения преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Целевые ориентиры, выделенные в документе (ФГОС ДО) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, что позволит детям более успешно адаптироваться к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования и обеспечивает полноценное развитие ребенка, мы уделяем особое внимание решению данного вопроса.
Наше дошкольное учреждение в 2012 году открыло на базе школы № 43 п. Осиновка две группы для воспитанников старшего дошкольного возраста.
Работая три года в тесном контакте со школой, нами определена общая цель нашего сотрудничества: создание условий для успешной адаптации воспитанников на уровнях детский сад – начальная школа, совершенствование единого образовательного пространства.
Для достижения цели решаем ряд задач:
1. Установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой.
2. Выработать общие цели и задачи по достижению намеченных результатов.
3. Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.
4. Оказать психологическую помощь родителям в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.
5. Формировать в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.
Важнейшими условиями эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы считаем:
сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
обеспечение возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
согласованность образовательных программ ДОУ и начальной школы;
сохранение ведущих видов деятельности;
сотрудничество учителей и воспитателей;
создание образовательной среды, способствующей эмоционально - ценностному,
социально - личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Какие же проблемы возникают при реализации преемственности дошкольного и начального образования?
1. Автономность подсистем образовательной системы.
2. Разрыв между конечными целями и требованиями.
3. Недостаточный уровень подготовки кадров к работе в системе непрерывного образования.
4. Неполное соблюдение психологической преемственности
5. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу, что ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
6. Завышенные требования родителей к готовности ребёнка к школьному обучению и другие.
Изучив, ряд проблем, выделили основные направления работы успешного
взаимодействия со школой:
• методическая работа с кадрами;
• взаимодействие с детьми;
• сотрудничество с родителями.
Рассмотри каждое направление работы более подробно.
Работа с кадрами включает в себя организационно-методические мероприятия и
направлена на установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов, на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах преемственности.
Педагоги совместно изучают образовательные программы ДО и НОО, проводят педагогические советы по вопросам преемственности, круглые столы, анкетирование педагогов, изучают опыт использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей, участвуют в педагогических проектах, конференциях, семинарах.
Через совместную работу учителя имеют возможность получить ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществление организации учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. А педагоги дошкольного учреждения в свою очередь знакомятся с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе.
Каждая очередная встреча дает возможность им совершенствовать методы обучения и в конечном итоге улучшать качество своей работы, совместно обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости.
Взаимодействие педагогов – психологов обеспечивает психологическую преемственность через совершенствование форм и методов воспитательно-образовательной работы, как в детском саду, так и в школе с учетом общих возрастных особенностей.
Работа предшкольных групп имеет много плюсов для социальной адаптации детей и безболезненного перехода на новую ступень образования. Дети заранее знакомятся с маршрутом прохождения от дома до школы, с правилами дорожного движения, необходимыми для того, чтобы безопасно добраться до школы, становятся более самостоятельными.
Воспитанники предшколы достаточно хорошо ориентируются в школе, так как регулярно занимаются в библиотеке, кабинете ПДД, посещают классы начальной школы, а также имеют возможность, заранее познакомится с будущими учителями.
Учителя приходят в группы два раза в неделю с целью проведения педагогической пробы: совместно с воспитателями, в рамках программы детского сада проводят образовательную деятельность и намечают пути дальнейшей работы с дошкольниками.
Воспитанники детского сада имеют возможность активно контактировать с учениками школы, так как первоклассники часто приходят в гости к дошкольникам, играют, беседуют и мастерят вместе, проводятся совместные мероприятия с учениками: конкурсы, посещения уроков, викторины, совместные дела.
Это так же способствует снятию тревожности перед школой у будущих первоклассников, лучшей социализации в условиях СОШ.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.
С ними проводится совместная работа: родительские собрания, консультации, семейные гостиные по вопросам подготовки детей к школьному обучению, вечера вопросов и ответов, организация дней открытых дверей и др.
Практика внедрения дошкольных групп на базе школы даёт значительные результаты для всех участников образовательного пространства.
Для педагогов:
- повышается профессиональная компетентность педагогов в вопросах преемственности;
- достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества;
- педагоги осваивают деятельно-развивающий подход, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, технологии развивающего обучения;
- осуществляется плавный переход от игровой деятельности к учебной;
- достигается преемственность в образовательных программах дошкольного и начального образования.
У дошкольников наблюдается:
- общая положительная динамика в освоении образовательной программы каждым ребенком,
- успешная социализация каждого ребенка к внешним условиям;
- безболезненная адаптация к школе.
Для родителей:
- просвещение родителей в вопросах воспитания и образования детей;
- возможность консультирования у педагогов и специалистов;
- снятие тревожности родителей.
В заключении хотелось бы отметить, что единство в работе дошкольного учреждения, школы и родительской общественности, позволило нам по - настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход детей из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным!
Литература:
1. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.
2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.
3. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Статья Е. Кудрявцевой.
4. Елжова Н. В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.
5. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация
преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.