МААМ-картинки

Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС ДО

Елена Денисова
Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

В. А. Сухомлинский:

«Школа не должна вносить резкой перемены в жизни детей.

Пусть став учеником, ребенок продолжит делать сегодня то, что делал вчера.

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальны во все времена.

Ещё в 70-е годы прошлого столетия выдающийся детский психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства— дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало учёному основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.

Что же такое преемственность?

Совсем недавно преемственность было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки», на подготовку детей к обучению в школе.

Но преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только в этом смысле. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Важно стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Наиболее актуализирует проблему обеспечения преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней образования введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Целевые ориентиры, выделенные в документе (ФГОС ДО) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, что позволит детям более успешно адаптироваться к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования и обеспечивает полноценное развитие ребенка, мы уделяем особое внимание решению данного вопроса.

Наше дошкольное учреждение в 2012 году открыло на базе школы № 43 п. Осиновка две группы для воспитанников старшего дошкольного возраста.

Работая три года в тесном контакте со школой, нами определена общая цель нашего сотрудничества: создание условий для успешной адаптации воспитанников на уровнях детский сад – начальная школа, совершенствование единого образовательного пространства.

Для достижения цели решаем ряд задач:

1. Установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой.

2. Выработать общие цели и задачи по достижению намеченных результатов.

3. Создать условия для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей.

4. Оказать психологическую помощь родителям в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу.

5. Формировать в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Важнейшими условиями эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы считаем:

сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;

обеспечение возрастного развития дошкольника и младшего школьника;

согласованность образовательных программ ДОУ и начальной школы;

сохранение ведущих видов деятельности;

сотрудничество учителей и воспитателей;

создание образовательной среды, способствующей эмоционально - ценностному,

социально - личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

Какие же проблемы возникают при реализации преемственности дошкольного и начального образования?

1. Автономность подсистем образовательной системы.

2. Разрыв между конечными целями и требованиями.

3. Недостаточный уровень подготовки кадров к работе в системе непрерывного образования.

4. Неполное соблюдение психологической преемственности

5. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу, что ведет к стрессу и к дезадаптации детей.

6. Завышенные требования родителей к готовности ребёнка к школьному обучению и другие.

Изучив, ряд проблем, выделили основные направления работы успешного

взаимодействия со школой:

• методическая работа с кадрами;

• взаимодействие с детьми;

• сотрудничество с родителями.

Рассмотри каждое направление работы более подробно.

Работа с кадрами включает в себя организационно-методические мероприятия и

направлена на установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов, на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах преемственности.

Педагоги совместно изучают образовательные программы ДО и НОО, проводят педагогические советы по вопросам преемственности, круглые столы, анкетирование педагогов, изучают опыт использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей, участвуют в педагогических проектах, конференциях, семинарах.

Через совместную работу учителя имеют возможность получить ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществление организации учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. А педагоги дошкольного учреждения в свою очередь знакомятся с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе.

Каждая очередная встреча дает возможность им совершенствовать методы обучения и в конечном итоге улучшать качество своей работы, совместно обсуждать насущные проблемы, корректировать свою деятельность по мере необходимости.

Взаимодействие педагогов – психологов обеспечивает психологическую преемственность через совершенствование форм и методов воспитательно-образовательной работы, как в детском саду, так и в школе с учетом общих возрастных особенностей.

Работа предшкольных групп имеет много плюсов для социальной адаптации детей и безболезненного перехода на новую ступень образования. Дети заранее знакомятся с маршрутом прохождения от дома до школы, с правилами дорожного движения, необходимыми для того, чтобы безопасно добраться до школы, становятся более самостоятельными.

Воспитанники предшколы достаточно хорошо ориентируются в школе, так как регулярно занимаются в библиотеке, кабинете ПДД, посещают классы начальной школы, а также имеют возможность, заранее познакомится с будущими учителями.

Учителя приходят в группы два раза в неделю с целью проведения педагогической пробы: совместно с воспитателями, в рамках программы детского сада проводят образовательную деятельность и намечают пути дальнейшей работы с дошкольниками.

Воспитанники детского сада имеют возможность активно контактировать с учениками школы, так как первоклассники часто приходят в гости к дошкольникам, играют, беседуют и мастерят вместе, проводятся совместные мероприятия с учениками: конкурсы, посещения уроков, викторины, совместные дела.

Это так же способствует снятию тревожности перед школой у будущих первоклассников, лучшей социализации в условиях СОШ.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с педагогической общественностью в целом.

С ними проводится совместная работа: родительские собрания, консультации, семейные гостиные по вопросам подготовки детей к школьному обучению, вечера вопросов и ответов, организация дней открытых дверей и др.

Практика внедрения дошкольных групп на базе школы даёт значительные результаты для всех участников образовательного пространства.

Для педагогов:

- повышается профессиональная компетентность педагогов в вопросах преемственности;

- достигаются взаимные соглашения о наиболее плодотворных формах сотрудничества;

- педагоги осваивают деятельно-развивающий подход, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, технологии развивающего обучения;

- осуществляется плавный переход от игровой деятельности к учебной;

- достигается преемственность в образовательных программах дошкольного и начального образования.

У дошкольников наблюдается:

- общая положительная динамика в освоении образовательной программы каждым ребенком,

- успешная социализация каждого ребенка к внешним условиям;

- безболезненная адаптация к школе.

Для родителей:

- просвещение родителей в вопросах воспитания и образования детей;

- возможность консультирования у педагогов и специалистов;

- снятие тревожности родителей.

В заключении хотелось бы отметить, что единство в работе дошкольного учреждения, школы и родительской общественности, позволило нам по - настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход детей из ДОУ в начальную школу безболезненным и успешным!

Литература:

1. Осуществление преемственности между дошкольным и начальным общим образованием // Справочник старшего воспитателя. №2, 2008г.

2. Преемственность между детским садом и школой // Справочник старшего воспитателя. №10, 2010г.

3. Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двух образовательных структур // Статья Е. Кудрявцевой.

4. Елжова Н. В. Методическая копилка для педагогов ДОУ. – Ростов на Дону: Феникс, 2009.

5. Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. «Реализация

преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС ДО
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 19:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация преемственности дошкольного и начального образования в условиях ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Денисова (УИ 276653) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД