Земфира Гильванова
Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Публикация «Реализация интегрированного подхода в экологическом образовании дошкольников при организации экскурсии на природу» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Формирование экологической культуры, является главной целью экологического образования, под которой понимается совокупность экологического создания, экологических чувств и экологической деятельности.
Можно выделить основные задачи экологического образования дошкольников :
• Формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
• Формирование экологического сознания и мышления, нравственно- этического восприятия природы.
• Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
• Непрерывное воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде и формирование основ здорового образа жизни.
• Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.
Пути реализации задач экологического образования :
• экологизация предметно – развивающей среды;
• применение принципа интеграции во всех видах деятельности детей;
• экологизации различных видов деятельности ребенка в повседневной жизни.
Использование интегрированного метода обучения при организации экскурсий детей в природу направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции.
Экскурсии - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Форма проведения экскурсий должна :
• вовлекать детей в решение проблемно-поисковых задач, сформулированных на основе личного опыта ребенка и активизировать его познавательные интересы, стремление к усвоению новых знаний;
• стимулировать умственную деятельность (процессы анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации);
• повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Экскурсии можно организовать в форме :
исследований, путешествий, развлечений, которые формируются по принципам индивидуальных особенностей развития ребёнка и его возможностей;
Организации экскурсий используются :
• наглядно-практические методы: наблюдения, элементарные опыты, игровые проблемные ситуации;
• игры: дидактические, словесные, подвижные.
Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе.
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:
§ навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
§ сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов : цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
§ мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
§ воображения и творческих способностей.
Главная задача педагога заключается в том, чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции. Здесь важно учитывать, что знания должны расширять и обогащать имеющиеся представления детей, быть доступными ребенку, опираться на его личный опыт и быть связаны с его повседневной жизнью.
Структура экскурсии может включать в себя такие элементы как:
o вводная беседа
o коллективное наблюдение
o индивидуальное самостоятельное наблюдение детей (исследовательская деятельность)
o сбор материала
o игры и элементарные опыты с собранным материалом
o игровая деятельность детей
o заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Построение экскурсий и последовательность их проведения варьируются в зависимости от цели, от сезона.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель в краткой беседе напоминает цель занятия, дает им осмотреться, затем дети приступают к наблюдению намеченных объектов и явлений природы
Основная часть экскурсии — это коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.
Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
В процессе интеграции при организации наблюдения явлений можно использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым.
Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.
Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры : «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами не реже 1 раза в месяц. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своей территории детского сада и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).
При проведении экскурсий необходимо учитывать следующее:
- положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми;
- выразительность и эмоциональность речи педагога;
- возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы;
- постановку проблемных задач, задач повышенной трудности;
- постоянную смену методов и приемов работы с детьми, форм их организации;
- включение моментов самоконтроля и самооценки;
Использование интегрированного подхода при организации экскурсий помогает решать задачи экологического воспитания дошкольников, тем самым осуществляя всестороннее развитие личности: дети учатся взаимодействовать с окружающей средой (лесом, лугом, озером) и погодно-климатическими факторами (морозом, ветром, дождем). Во время походов, экскурсий, прогулок, учатся видеть красоту, понимать ее в любых проявлениях. При этом расширяется их кругозор, формируются нравственные и волевые качества (дружба, взаимопомощь, инициатива, настойчивость, выдержка, коллективизм и др., укрепляется здоровье.)
Позволяет формировать у ребенка уважительное отношение к природе через интеграцию всех видов деятельности, способствует усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, прививать им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы.
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».