Жанна Мазанова
Реализация социально значимых проектов взаимодействия с родителями и социумом в физическом образовании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
на тему: «Реализация социально значимых проектов взаимодействия с родителями и социум в рамах решения приоритетной задачи по физическому образованию дошкольников.»
Составитель:
Воспитатель Мазанова Жанна Борисовна
г. о. Самара 2018 г.
Введение
Жизнь современной семьи проходит в крупном мегаполисе с постоянно растущим населением, мощным технико-экономическим и научно-культурным потенциалом, где сосредоточены огромные людские и трудовые ресурсы.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
В жизни большого города отражаются все социально-экономические и социокультурные проблемы российского общества. В частности, связанные с выходом из демографического кризиса, состоянием материнства и детства; с развитием этнокультурного пространства жизни семей на фоне миграционных процессов, поддержкой детей-сирот, профилактикой правонарушений, безнадзорности и других форм неблагополучия детского населения и пр. Данные проблемы характеризуют сложность и многогранность современной социальной действительности.
Что бы ни происходило в городе, стране или мире, семья на все чутко реагирует изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности, либо в воспитательной дееспособности.
На современном этапе развития образования конструктивное взаимодействие семьи, дошкольного учреждении и социума приобретает особое значение, поскольку именно в дошкольном детстве крайне важно наличие свободного и открытого общения семьи и дошкольного образовательного учреждения как социального института.
В настоящее время дошкольное образовательное учреждение - это открытая образовательная система. На фоне становления новых отношений между семьей и дошкольным учреждением изменяется смысл взаимодействия педагогов и родителей, делается акцент на имеющемся потенциале семьи, происходит развитие интеллектуальных ресурсов и творческих способностей родителей и детей, стимулирование духовных внутренних сил семьи в целом.
Вопросам здоровья подрастающего поколения на государственном уровне уделяется особое внимание. Однако в семьях, где растут дети дошкольного возраста, родители чаще выступают в пользу интеллектуального развития, недооценивая при этом физическое развитие.
Учитывая это, педагоги находятся в постоянном поиске методов формирования основ здорового образа жизни, интереса к спорту воспитанников дошкольных учреждений, а главное – способов приобщения родителей к этому процессу.
Сегодня у многих родителей отсутствует представление о том, что надо развивать у детей разного возраста в семье. Ориентации и установки на развитие ребенка в семье часто носят противоречивый характер.
В основных документах: Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» сделан акцент на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей и оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Возникает необходимость включения самих родителей в процесс получения знаний и умений, необходимых для успешного семейного воспитания. Опрос родителей показал, что им трудно четко определить тот набор знаний, умений, человеческих качеств, которые следовало бы формировать у современных детей.
У родителей нет достаточной мотивации для получения информации о проблемах и достижениях, которые имеются у ребенка. В основном, только при возникновении конфликтной ситуации, они обращаются к воспитателю и специалистам за помощью.
Актуальность проекта обусловлена современной стратегией обновления и модернизации российского образования (Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 – 2020 годы»). Одним из приоритетов государственной политики в области образования является внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, построение системы развития педагогического потенциала, развитие дошкольной инфраструктуры поддержки семьи, решение широкого спектра вопросов, касающихся формирования здоровьесберегающего и здоровьеукрепляющего пространства семьи.
Это и привело к необходимости организовать физическое воспитание в МДОУ так, чтобы оно:
• обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие;
• помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления и повышения его уровня;
• приобщало детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.
Пояснительная записка.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы»; Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования».
Решение этой задачи становится невозможным без понимания того, что одним из определяющих факторов формирования здорового поколения, способного к активной деятельности, учению, труду, было и остается физическое воспитание. Важную роль в этом процессе играют различные социальные институты, однако общая позиция современных исследований позволяет утверждать, что именно семья является не просто важным, но и необходимым, в высшей степени действенным компонентом физического воспитания детей (А. К. Атаев, 1983; В. К. Бальсевич, 1997; Н. И. Бочарова, 2002; Э. С. Вильчковский, 1987 и др.).
Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но зачастую родители, занятые работой с одной стороны, не могут дать ребенку личный положительный пример, с другой не противостоят отрицательным внешним воздействиям. В этой ситуации возрастает роль дошкольного учреждения как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача, стоящая перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые, в основном определяют уровень здоровья ребенка. Но насколько сами родители могут определить, а что же такое ЗДОРОВЬЕ? Ведь каждый вкладывает в это понятие что-то свое. А зачастую – это просто набор стандартных фраз, определений. Родители знают, но на практике не применяют свои знания, ошибочно полагая, что со временем все само собой появится. И дети будут здоровыми без особых усилий. А ведь многие дети уже при поступлении в детский сад имеют 2, 3, а то и 4 группу здоровья.
Реализация социально значимых проектов взаимодействия с родителями и социум в рамах решения приоритетной задачи по физическому образованию дошкольников.
Наш детский сад находится в одном из живописных и экологически чистых мест города Самары, Красная Глинка, среди лесных красот, поэтому одним из основных направлений работы в образовательном учреждении - это создание и развитие здоровьесберегающей среды.
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
И если современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
Кроме того, особенно остро встает вопрос здоровья в зимний период, когда у детей наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов в воспитательно-оздоровительной работе.
АННОТАЦИЯ
Основа проекта была взята из интернет- ресурса для апробирования и реализации с целью сохранения и укрепления здоровья детей, формирования у них привычки к здоровому образу жизни.
В течении месяца с детьми подготовительной группы проводились тематические беседы о здоровом образе жизни, о том, что такое закаливание, как влияет свежий воздух на хороший аппетит и крепкий сон и т. д.
Во время ознакомления с художественной литературой обращалось внимание ребят на то, как писатели и поэты воспевают здоровый образ жизни. Разучивались народные песенки и прибаутки о здоровье человека.
В непосредственной образовательной деятельности детям предлагалось поиграть в подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, затрагивающие вопросы здоровья человека.
В течение реализации проекта проводилась работа по закаливанию ребят: умывание контрастной водой, хождение босиком по коврикам-массажёрам, полоскание рта водой комнатной температуры, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Совместно с родителями были оформлены выставки детских рисунков, аппликаций, творческих работ. Кроме этого, для родителей проводились специальные консультации по формированию здорового образа жизни детей старшего возраста, мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования оформлялся наглядный материал в родительском уголке о значении режима и здорового питания для детей, организовывались праздники и соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья", "Веселые старты", "Зимняя олимпиада".
I ЭТАП: РАЗРАБОТКА
Цель:
сохранение и укрепление здоровья детей, способствовать формированию сознательного отношения к здоровью, как к главной ценности у всех участников проекта.
Задачи:
• повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;
• продолжать знакомить детей с правилами гигиены;
• способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;
• повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
• привитие интереса к разным видам спорта через познавательную деятельность;
• организация совместной культурно- досуговой деятельности (педагоги, дети, родители);
• мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках проекта и вне его;
• воспитание нравственного поведения;
• внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. ;
• организация здоровьесберегающей среды для благотворного физического развития детей.
Здоровьесберегающая образовательная среда
включает в себя следующие компоненты:
1. Оптимизация санитарно-гигиенических условий воспитания и обучения.
2. Рациональная организация учебно-воспитательного процесса и режима учебной нагрузки.
3. Обеспечение полноценного питания детей в дошкольном образовательном учреждении.
4. Совершенствование системы физического воспитания.
5. Обеспечение психологического комфорта всем участникам образовательного процесса.
6. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий.
7. Широкое использование программ образования в сфере здоровья.
8. Интеграция в учебно-воспитательный процесс оздоровительных мероприятий.
9. Улучшение социальной адаптации и обеспечение семейного консультирования, ориентированного на укрепление здоровья детей.
10. Обучение педагогических кадров по вопросам охраны здоровья детей.
11. Проведение мониторинга здоровья.
Предполагаемые результаты:
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы;
• Создание предметной развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы;
• Активное вовлечение родителей в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ;
• Использование разнообразных форм взаимодействия с родителями
с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и
сохранения здоровья детей.
План работы:
• Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
• Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Полезно – не полезно», «Плохо – хорошо», «Чистота и здоровье», «Личная гигиена», «О здоровой пище», «Кто спортом занимается».
• Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика после сна, пребывание на свежем воздухе, полоскание горла, умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение по коврикам-массажерам с использованием нестандартного оборудования.
• Совместная и самостоятельная деятельность: физкультурный уголок «Мы хотим быть здоровыми!», совместные дидактические игры, спортивные упражнения на все виды мышц, самостоятельная двигательная активность детей.
• Работа с родителями : выставка познавательной литературы по физическому
развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации по темам «Семейные виды спорта», «О соблюдении детского режима», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Игра в жизни ребенка», «Занимайся гимнастикой по утрам», «Для чего нужны коврики-массажеры», оформление презентации «Здоровый образ жизни», изготовление нестандартного оборудования.
II ЭТАП: ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, РЕАЛИЗАЦИЯ
Поставленные задачи реализуются через применение здоровьесберегающих образовательных технологий, таких как:
• Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
• Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;
• Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья.
Тематические беседы с детьми:
• «Как можно заботиться о своем здоровье».
• «Чистота и здоровье».
• «Полезно – не полезно».
• «Как надо закаляться».
• «Личная гигиена».
• «О здоровой пище».
Ознакомление с литературой:
• К. Чуковский «Доктор Айболит»
• Стихотворения о здоровье
• А. Барто «Девочка чумазая»
• К. Чуковский «Мойдодыр»
• Александрова «Купание»
• Г. Зайцев «Дружи с водой»
• Загадки и пословицы о здоровом образе жизни
Интегрированная образовательная деятельность :
Тема, цель
1
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»
Цель: дать знания о значимости зарядки для
здоровья детского организма, заинтересовать детей выполнением упражнений, вызвать положительные
эмоции.
2
«Добрый доктор Айболит в гостях у детей»
Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть – плохо и что нужно делать, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах.
3
«Кукла купается!»
Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.
4
«Дружим с водой»
Цель: познакомить со смысловым значением закаливания, как процедуры, укрепляющей здоровье, повышение интереса к оздоровлению детского организма. Вода – залог чистоты и здоровья.
Игровая деятельность:
Название игры, цель
1
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2
«Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3
«Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4
Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5
«Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6
Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7
«Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8
«Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9
«Развитие движения у детей старшего возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10
«В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.
Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
• Рисование карандашами, фломастерами, мелками.
• Творческая работа в нетрадиционных техниках.
• Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
• Закаливающие мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по коврикам - массажерам;
• Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
• Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
• Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
• Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
• Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
• Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
• Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
• Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
• Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
• Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стоп.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
• физкультурные занятия
• самостоятельная деятельность детей
• подвижные игры
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
• двигательно-оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
• физкультурные прогулки (в лес)
• физкультурные досуги
• спортивные праздники
• оздоровительные процедуры и т. д.
Список используемых источников.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.12.2007 № 309 – ФЗ и приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2. Конвенция по правам ребёнка.
3. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду М. : Сфера, 2003 – 88 с.
4. Белая К. Ю., Зимонина В. А. «Как обеспечить безопасность дошкольников : конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М. : Просвещение, 2000 – 94 с.
5. Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам : программа и программные требования М. : 1999 – 144 с.
6. Зимонина В. А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М. ; ВЛАДОС,2003-304 с
7. Каштанова Т. В, Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении : практическое пособие М. :2002
8. Колабанов В. В. Валеология – СПб: Деан, 2001
9. Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М. : АРКТИ, 2002 – 64 с.
10. Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
11. Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
12. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М. : 2004