Ирина Лисовская
Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
С малых лет для знакомства детей с природой обширно применяются прогулки.
Прогулка - необходимая часть деятельности ребенка, широко используются в дошкольных образовательных учреждениях, являются важным составляющим режима дня.
Публикация «Значение прогулки в экологическом образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Перед прогулкой воспитатель обязан с детьми провести гигиенические процедуры: посетить туалетную комнату. Вместе с младшим воспитателем помочь детям надеть прогулочную одежду. Одежда у детей должна соответствовать погоде и комфортно сидеть на ребенке не доставляя неудобства. Следует провести консультацию для родителей, как одевать ребёнка на прогулку в разные сезонны. Так же в коридоре (приёмной) группы должны быть специально организованные шкафчики под одежду, где ребенок способен самостоятельно взять нужную вещь.
Малышей следует одевать и раздевать организованно и желательно по подгруппам, при этом нянечке нужно помогать. Задача воспитатель научить детей одеваться и раздеваться в нужном порядке и самостоятельно. Нужно приучать детей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Игрушки, материалы для экспериментов дети выносят самостоятельно.
Время нахождения на участке зависит от сезонна и погодных условий. В постановлении "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 " указанно, что «Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 - 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения ДО.»
Во время прогулки дети получают много знаний как самостоятельно, так и совместно с педагогом, это развивает их умственную способность. Ребята получают знания об окружающем мире: изменения в природе, развитие и изменение растений, труд взрослых, правил поведения на улице и многое другое.
Веретенникова С. А. пишет, «Ежедневные прогулки широко используются во всех возрастных группах для ознакомления детей с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.
На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.»[11]
Прогулки используются в процессе экологического образования детей. Во время проведения прогулок воспитатель знакомит детей с явлениями природы, с ежедневными изменениями в природе в различные сезоны, организует разнообразную деятельность. У детей накапливается эмоциональный опыт, развивается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам позитивные эмоции от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.
Прогулки имеют воспитательный и образовательный смысл. Они обеспечивают тесное общение детей с природой в разные сезоны. Взрослый показывает малышам объекты и явления природы в реальных условиях, формирует конкретные представления о животных, растениях, сезонных явлениях, труде человека.
Следовательно, с помощью взрослого на прогулках у детей воспитывается любознательность, наблюдательность, пытливость, воспитывается любовь к родной природе.
Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно приучать детей замечать новое, привлекать имеющийся опыт. Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, а иногда учить наблюдать.
На прогулках воспитатель проводит игры с природным материалом, для игр на участке должно находиться соответствующее оборудование. Часто используются разные игры и игровые упражнения на узнавание объектов живой и не живой природы.
Таким образом, процесс воспитательной и образовательной работы во время прогулки имеет огромное значение для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Чем больше дети взаимодействуют с природой, тем конкретнее формируется осознанное отношение к живому. Проведение прогулок имеют цель сообщить детям новые знания, либо для укрепления и обобщения представлений о природе.
Методика организации и проведение прогулки в детском саду.
Прогулка в старшем дошкольном возрасте должна содержать решение программных образовательных задач, так как в программах дошкольного образования рассматривается решение программных образовательных задач в свободной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.
Далее мы рассмотрим методологические основы организации прогулки с детьми старшего дошкольного возраста.
«Наблюдение - целенаправленное восприятие окружающего, обеспечивающее возникновение представлений. Основным конституирующим компонентом наблюдения рассматривается восприятие.
Важную роль в наблюдении играет календарь природы, который имеет огромное значение для экологического воспитания детей. Сначала происходит создание календаря, а потом использование в учебном или в воспитательном процессе. В данной деятельности можно выделить три типа календарей, которые применяются в детских садах.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы, отражает состояние неживой природы, растительного и животного мира, когда происходят ежедневные наблюдения. Заполнение страницы календаря, фиксация наблюдений, неотъемлемая часть ознакомления детей с сезонными явлениями
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ, фиксирует изменения растущих растений и животных. По мере роста, изменения, описывают поведение. Моделирование роста и развития растений осуществляется с помощью рисунков.
Календарь наблюдений за птицами, фиксируется ежедневные наблюдения за птицами. Вводятся параметры времени, фиксируется разное поведения птиц.
При заполнении календаря, у детей расширяются знания и представления о предметах и явлениях природы, устанавливаются определенная логическая связь между ними, расширяется словарный запас, развивается наблюдательность и познавательный интерес. Развивается логическое и наглядно- образное мышление.
Объект и цель наблюдений в природе определяется в зависимости от времени года: зима, весна, лето, осень. Для успешного достижения цели воспитателю нужно обдумывать и использовать определенные приемы, которые способствуют восприятию детей: задавать вопросы, проводить опыты, проводить сравнение объектов природы, устанавливать взаимосвязь объектов и явлениями природы. При использовании систематических наблюдений в ознакомление с окружающим миром развивается наблюдательность.
Во время наблюдения необходимо использовать художественную литературу, загадывание загадок, заучивать пословицы и поговорки. При использовании таких приемов у ребенка расширять словарный запас.
К наблюдению следует определить место, подготовить материал и предметы, необходимые в ходе наблюдения.
Наблюдение является источником развития чувственного познания, накоплению эмпирических знаний, дают возможность сформировать конкретные и общие представления и понятия о природе. Способствует формированию познавательных умений: полное и разностороннее восприятие предметов и явлений, находить изменение окружающих объектов, устанавливать взаимосвязь с окружающей действительностью. Во время наблюдения дети учатся анализировать, сравнивать, делать выводы – это способствует развитию мышления.
Следует отметить, в зависимости от поставленных целей и задач воспитатель использует различные виды наблюдения для создания у детей представлений о мире растений и животных, неживой природе, распознавания свойств, функций, особенностей объектов природы. Они способствуют развитию у детей ярких, активных знаний о природе.
Длительное наблюдение. Используется для установления изменений: развитие и рост животных, птиц и растений; сезонные изменения в природе. Воспитатель предлагает каждый раз рассматривать объект и проводить сравнение с тем, что было раньше.
Таким образом, наблюдение это совместная интеллектуальная деятельность воспитателя и детей. Действия воспитателя направлены на планирование и реализацию процесса наблюдения, на решение воспитательно-образовательных задач, а действия детей направлены на результативность восприятие объекта и получение нужной информации. Отношение к природе в процессе наблюдения, в постоянной работе взрослого с детьми, формируются разные оттенки отношения к конкретным объектам природы.
Игры. Содержание игр зависит от погодных условий и времени года. В пасмурную погоду лучше всего использовать малоподвижные игры на веранде детского участка. В теплое время сезона следует проводить активные игры физической деятельность (бег, прыжки). В холодную погоду так же следует проводить активные подвижные игры.
Предметно - манипулятивные игры проводятся с использованием различных предметов природы (листьев, семян, цветов, фруктов, овощей, камешков и т. д., ориентированы на улучшение детского опыта понимания природы, на обучение технологиям взаимодействия с природными объектами. Они направлены на создание экологических представлений детей о свойствах, качествах природных объектов и явлений, группировать объекты по экологическим признакам. Проводятся игры с целой группой или подгруппой. Дети старшей группы имеют представление об оттенках растений, овощей, фруктов. Определять части растений, группировать живые объекты по их принадлежности и признаку.
Сюжетно - ролевая игра направлена на развитие творческого воображения и мышления. Воспитатель помогает дать продолжение сюжета игры, отобрать либо создать необходимый для нее материал. В сюжетно - ролевых играх на экологическую тему у детей формируется эмоциональный отклик, который сопутствует формирование правильного отношения к объектам живого мира.
Труд детей на прогулке. В старшем дошкольном возрасте на прогулках решаются задачи развития интереса детей к трудовой деятельности, воспитываются элементарные навыки трудовой деятельности, трудолюбие. На прогулках эти задачи решаются через знакомство с трудовой деятельностью взрослого и привлечение детей к помощи.
Труд в природе имеет воспитательно-образовательное значение в том случае, если отвечает гигиеническим и педагогическим требованиям. Организация разнообразного труда вызывает у детей желание принять в нем участие, формируются практические умения и навыки, необходимые ему в последующей трудовой деятельности. Важность осознанности труда раскрывает перед ребенком цели и способы его достижения.
Физические усилия в труде должны быть посильными ребенку и не вызывать переутомления, вследствие чего у него может возникнуть негативное отношение к трудовой деятельности.
Трудовая деятельность со старшими дошкольниками во время прогулки, воспитатель должен организовать и обеспечить всестороннее развитие детей, сформировать необходимые умения и навыки, воспитывать желание трудится и самостоятельность. Планирование труда воспитателем должно активизировать физические силы и умственную деятельность детей.
Организация хозяйственно - бытового труда детей на прогулке: приучает детей следить за порядком на участке. Формирование коллективного труда приучает детей выслушивать задания, продумывать этапы работы, просить и предлагать помощь. При организации коллективного труда воспитатель помогает детям разделиться по подгруппам и распределить обязанности. По окончанию работы следует проанализировать результат проделанного труда. В процессе труда важно учить детей спокойному и дружелюбному общению, вежливо делать замечания и правильно реагировать.
Детей шестого года жизни полезно привлекать к сезонной работе в огороде и цветнике детского сада: осенью дети могут принять участие в сборе урожая овощей, перекапывании огорода к зиме, сборе опавшей листвы, весной – вскапывании грядок, рыхлении клумб, летом - к подвязыванию и окучиванию, прополке растений. В старшей группе продолжается формирование навыков работы с граблями, лопатами, лейками.
На целевых прогулках дети получают много яркие впечатлений об окружающем мире, расширяется знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Свежий воздух оказывает положительное влияние на физическое и психическое развитие.
При проведении прогулки за пределами детского сада воспитатель должен: определить вид и цель прогулки, продумать маршрут, ознакомиться с ним, определить место проведения, разработать задание, составить конспект прогулки. Необходимо поставить в известность родителей воспитанников.
Таким образом, процесс воспитательно-образовательной работы во время прогулки играет большую роль для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. При грамотном организации прогулки в полной мере удовлетворяются ребенка в потребностях всестороннего развития. Чем чаще дети взаимодействуют с природой, тем эффективнее они обучаются осознанному отношение ко всему живому. Игры – заданий и наблюдения формирует мыслительную и познавательную деятельность, развивается наблюдательность.
Самостоятельная игровая деятельность занимает основную часть времени нахождения детей на свежем воздухе и ведется в постоянном наблюдении со стороны взрослого. Задача воспитателя на прогулке состоит в организации активной, разнообразной и интересной деятельности: игра, труд, наблюдение в природе. Воспитателей должен заранее планировать содержания детской деятельности на свежем воздухе, разработать конкретные приемы и методы ее реализации.