Елена Гладкова
Развивающая педагогика оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – важнейший труд воспитателя, а во главе педагогических мероприятий, должна стоять забота об укреплении здоровья ребенка».
В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" говорится о том, что выпускник ДОУ должен быть: «… физически развитым, овладевшим основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка должны быть сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Он должен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдать элементарные правила здорового образа жизни».
Публикация «Развивающая педагогика оздоровления в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало редкостью. Более 15% детей старшего дошкольного возраста имеют III группу здоровья.
Изучив медицинские карты детей моей группы, выяснилось, что 90% детей имеют II группу здоровья и только лишь 10% - I.
Поэтому стал актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей, так как лучший способ сделать детей счастливыми – сделать их здоровыми.
Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрана психического здоровья, а также организация медицинской помощи.
Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных ДОУ связана с развивающей педагогикой оздоровления. Это направление возникло на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Автор его – доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В. Т. Кудрявцев.
Эффект образовательно – оздоровительной работы посредством внедрения развивающей педагогики оздоровления усматривается в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы двигательно – игровой (физкультурно – оздоровительной) деятельности.
Направления работы по оздоровлению детей следующие :
Материально – техническое оснащение оздоровительного процесса в группе.
Воспитательно- образовательное направление.
Лечебно – профилактическое направление.
Работа с родителями.
Задача материально – технического оснащения - это совершенствование здоровьесберегающей среды для проведения полноценной работы по оздоровлению воспитанников.
В ходе работы по воспитательно-образовательному направлению мною
реализовывались следующий принципы:
- Развитие творческого воображения.
- Формирование осмысленной моторики.
- Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния.
- Формирование способности к содействию и сопереживанию.
Задачами оздоровительной работы являются :
- Организация рациональной двигательной активности.
- Воспитание культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.
- Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благо-получия.
Здоровьесберегающие технологии, которые я использую в своей работе :
- Различного вида гимнастики: дыхательная, она позволяет расслабиться, улучшает кровообращение организма; пальчиковая, которая развивает мелкую моторику рук.
- Гимнастика пробуждения - это специально сконструированный комплекс упражнений, позволяющий постепенно разогреть мышцы и поднять настроение.
- Массаж махровыми рукавичками - воздействие на биологические точки с помощью круговых движений подушечек пальцев и самомассаж для повышения сопротивляемости организма, для улучшения обменных процессов, лимфо- и кровообращения.
- Упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.
- Психогимнастика - курс специальных занятий, этюды игр, упражнений, направленных на развитие различных сторон психики ребенка.
- Симметричные рисунки, которые улучшают зрительно-моторную координацию.
Закаливающие мероприятия, применяемые мной в работе по оздоровлению детей следующие :
• Контрастные температурные воздействия (контрастно-воздушные и воздушные ванны).
• Босохождение.
• Полоскание рта и горла.
• Облегченная одежда.
• Пребывание детей на воздухе.
Целями работы с родителями являются:
Ориентирование семьи на воспитание здорового ребенка.
Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни.
Внедрение в семью здоровьесберегающих технологий.
В результате проводимой работы у детей повышается уровень здоровьеформирующего развития. Снизилось количество дней, пропущенных по болезни одним ребенком. Имея определенный задел знаний, полученных в текущем учебном году, дети легче и быстрее овладевают новыми знаниями и навыками, что свидетельствует о качестве проводимой работы и устойчивости интереса воспитанников к данной теме по сохранению и укреплению своего здоровья.
Мне бы очень хотелось, чтобы приняв самое активное участие в формировании здорового образа жизни, дети сами научились заботиться о свое здоровье, и были готовы научить этому других. Чтобы здоровый образ жизни стал их жизненной потребностью.
Благодарю за внимание!