Наталья Котунова
Проект «Калейдоскоп эмоций» для развития эмоциональной сферы старших дошкольников средствами проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из перспективных методов, способствующих развитию эмоциональной сферы старших дошкольников, является метод проектной деятельности.
Уважаемые коллеги! Я представляю вашему вниманию проект «Калейдоскоп эмоций».
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции, настроение. Проекты, планы, недели
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Вместе с возрастающим уровнем развития познавательной сферы у детей наблюдается снижение уровня развития эмоциональной сферы. Всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце (отсутствие чувства, о котором писал Лев Семенович Выготский. Дошкольным учреждениям необходимо уделять большое внимание этой проблеме. Именно в дошкольном возрасте ребёнок живёт в «мире эмоций», его эмоциональная сфера пластична и легко поддаётся коррекции.
Важным направлением в моей работе является психологическое просвещение, как педагогов, так и родителей, развитие их психологической культуры, познание внутреннего мира через анализ собственной деятельности и общение с другими людьми, в первую очередь конечно же с детьми. Поэтому такая форма работы, как проектная деятельность на тему «Калейдоскоп эмоций», является, на мой взгляд очень актуальной. Она позволяет через разнообразные виды деятельности активизировать деятельность всех участников образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
В ходе реализации проекта, дети узнали много интересного о себе и своих эмоциях, о способах их выражения.
Цель проекта :
Содействие укреплению психологического здоровья детей посредством развития эмоционально-волевой сферы в игровой деятельности.
Для реализации цели, были поставлены следующие задачи:
Создать комфортную психологическую атмосферу в детском саду;
Формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
Развивать инициативу, организаторские способности, умение действовать в команде.
Обучать детей пониманию своего нужного эмоционального состояния.
Психологическое просвещение родителей и педагогов ДОУ.
Ожидаемые результаты
повышение уровня эмоционального развития детей;
заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;
эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса;
пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми по эмоциональному развитию.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный (сентябрь-октябрь 2022)
Диагностический (октябрь-ноябрь 2022)
Практический (ноябрь-декабрь 2022)
Итоговый (декабрь 2022-январь 2023)
Свою работу я начала с изучения методической литературы. Для приобретения большей информации по данной теме я использовала литературу, представленную на слайде:
1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. «Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста».
2. Ильин Е. П. «Эмоции и чувства».
3. Зеньковский В. В. «Психология детства».
4. Сергиенко Е. А. «Социально-эмоциональное развитие детей».
6. Семаго Н. Я. Семаго М. М. «Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога».
Подобрала диагностические методики, подготовила бланки протоколов, анкеты для родителей.
Оформила папки-передвижки, буклеты, консультации для родителей.
Пополнила предметно-развивающую среду дидактическими играми:
Мои эмоции и моя семья, сундучок эмоций, литературой, игровыми картотеками на развитие эмоциональной сферы.
Разработала сценарии мероприятий со всеми участниками образовательного процесса.
На диагностическом этапе провела диагностику детей на выявление уровня развития эмоциональной сферы (диагностики были представлены на слайде)
Методика «Лесенка» (Щур В. Г.)
Цель: исследование самооценки ребёнка старшего дошкольного возраста.
Методика «Паровозик» Автор: С. В. Велиева
Цель: определение степени позитивного и негативного психического состояния ребенка.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций» (М. А. Нгуен).
Цель: выявить эмоциональную ориентацию ребёнка – на мир вещей или на мир людей.
По результатам проведенных диагностик выявились дети, у которых нет умений предавать и распознавать заданное эмоциональное состояние;
с неустойчивым настроением;
заниженной самооценкой;
тревожным состоянием.
Провела анкетирование родителей, которое показало, что серьезно к этой проблеме относится меньшее количество.
По результатам анкетирования приглашала на консультации, беседы. Исходя из полученных данных было определено направление по развитию эмоциональной сферы.
С целью психологического просвещения для детей, родителей и сотрудников детского сада была организована психологическая акция «Хорошее настроение», с целью создания положительного настроя, гармонизации отношений между детьми, родителями и сотрудниками детского сада. Родителям, детям и сотрудникам детского сада была представлена возможность взять с собой хорошее настроение. Акция достигла своей цели и принесла много хорошего настроения и, конечно, улыбок!
С детьми старшей группы заполнили календарь эмоций. Каждое утро в течение 5-и дней дети оценивали своё настроение, с которым они пришли в детский сад, соотносили его с определённым смайликом. Детям очень понравилась акция и сам процесс выбора смайлика, подходящего под их настроение. По окончании акции мы сделали вывод, что у детей детского сада преобладает весёлое настроение.
Провела занятие на развитие эмоциональной отзывчивости «Как гномик искал улыбку».
Провела игровой тренинг «Наши чувства», где закрепляли базовые эмоции радость, грусть, гнев, страх.
провела игровой эксперимент «Волшебные стаканчики», для расширения представления о базовых эмоциях, для развития внимания к соответствующим переживаниям, творческим способностям.
Играли в игру определи эмоцию (по сюжетной картинке, дети формировали умения выражать эмоции и чувства, закрепляли представление об эмоциях человека и проявления своих чувств к окружающей действительности.
Читали и обсуждали терапевтическую сказку «Про чувства». Дети рисовали рисунок на тему «Какое чувство запомнилось».
Рассматривали картинки с изображением детей с разными эмоциональными состояниями.
Результативность работы с детьми по развитию эмоционально-волевой сферы зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями детского сада. С целью расширения и обогащения знаний об эмоциональном и волевом развитии ребенка дошкольного возраста мной с педагогами ДОУ проводятся консультации. Воспитателям предлагаю игры, упражнения и стихотворения, которые можно использовать в своей работе с целью развития эмоционально-волевой сферы дошкольника. Провожу тренинги, направленные на профилактику эмоционального выгорания.
В заключении проекта, детьми был создан альбом «Что такое радость?».
Таким образом можно сделать вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений. Результаты проведенной диагностики показали, что дети научились понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения. Также игровые тренинги способствовали появлению у детей позитивных поведенческих реакций и переживаний, формированию самооценки, развитию познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферы.