Жанна Машина
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Дошкольный возраст – благоприятный период для работы по формированию эмоциональной восприимчивости. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, открыты для усвоения социальных и культурных ценностей. Их эмоции неотделимы от всех психических процессов. Важно чтобы дети не только воспринимали эмоции окружающих, понимали их намерения, отношения к ним, но и адекватно на всё это реагировали, проявляли сопереживание, сочувствие.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Понимание эмоций другого человека имеет большое значение для процесса общения между людьми. Недоразвитие эмоциональной восприимчивости негативно сказывается на становлении коммуникативных способностей, затрудняет понимание собеседника, мешает самовыражению. Главной задачей является развитие у дошкольников умения воспринимать эмоции окружающих, их чувства. Важно воспитывать у детей расположение к людям.
Восприятие эмоций вызывают у маленьких детей некоторые трудности, они имеют малый опыт понимания и использования мимических и пантомимических знаков, жестов. У большинства детей слабо выражена эмоциональная чувствительность к окружающему, недостаточно развита способность к оценочным отношениям, которые формируются в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольники ещё не всегда замечают эмоционального состояния сверстника, не выслушивают друг друга, не откликаются на просьбы товарищей, нарушают элементарные правила поведения в общении с окружающими, не ориентируются на эмоциональное состояние, интересы и нужды других детей.
Эмоционально развивающие игры – это лучшее средство развития эмоциональной восприимчивости детей. С точки зрения эмоционального здоровья игра приносит детям пользу, даёт творческий, адекватный выход эмоциям, учит воспринимать чувства других и отвечать на них социально приемлемым образом. Игра дошкольников насыщена разнообразными эмоциями : радостью, восторгом, удивлением, волнением. Это даёт возможность использовать игровую деятельность для обогащения эмоционального опыта ребёнка.
В дошкольном возрасте игра эмоционально насыщена, она требует от детей определённого настроя и вдохновения. В играх обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки у детей, формируются новые качества поведения. Основной смысл игры состоит в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка. В процессе игры происходит преобразование первоначальных замыслов и тенденций, сложившихся в его жизненном опыте. Игры всегда эмоциональны, они будят в детях яркие чувства, учат следовать правилам игры, а не эмоциям. Для развития эмоциональной сферы используются другие эмоционально развивающие игры, которые направлены на развитие позитивных свойств личности.
В группу эмоционально развивающих игр входят :
-игры-беседы;
-эмоционально-сенсорные игры;
-эмоционально-экспрессивные игры.
Педагог, побуждая детей к воспроизведению разных эмоциональных состояний, использует пример, показ образца действия. Высокая эффективность данных педагогических методов способствует лучшему пониманию и подражанию взрослых детьми дошкольного возраста.
В процессе подражания можно выделить три этапа:
1. синтез самостоятельных и подражательных действий;
2. формирование действовать по образцу;
3. непосредственное восприятие конкретного образца действия.
Актуальность использования игры для развития эмоциональной сферы заключается в том, что игра – это естественная обстановка для самовыражения детей. То, что дети делают во время игры, символизирует их эмоции и страхи, того, что потом могут осознать. Это даёт возможность использовать игровую деятельность для обогащения эмоционального опыта. Специально подобранные игры и упражнения способствуют развитию эмоциональной восприимчивости. Таким образом, эмоционально развивающие игры наиболее эффективное средство развития эмоциональной восприимчивости.