Папки-передвижки

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Ирина Васильевна Тресковская
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Здравствуйте, коллеги!». Тема сегодняшнего семинара «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Все вы знаете, что родители сейчас большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце (отсутствие чувства).

Темочки:

Слайд № 3

Итак, Эмоциональный интеллект – это способность :

1. безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;

2. понимать значение эмоций;

3. управлять эмоциями;

4. использовать эмоциональные знания и умения для построения взаимоотношений с окружающими.

Слайд № 4.

Психолог Дэниэл Гоулмен рассказывает о физиологических реакциях на различные эмоциональные состояния в своей книге «Эмоциональная компетентность». Вот некоторые из них:

• Злость направляет кровь к рукам, подготавливая человека к удару.

• Страх направляет кровь к большим мышцам, в основном к ножным, подготавливая человека к бегству.

• Грусть и разочарование замедляют процесс обмена веществ, предоставляя человеку время исправить ситуацию.

• Ощущение счастья направляет кровь к мозгу, успокаивая тревожные мысли, высвобождает энергию, давая выход всем хорошим чувствам.

Из всех этих эмоций только счастье приносит вам чувство комфорта. Если вы ощущаете что-либо иное, вы испытываете потребность избавиться от напряжения в шее, спине, руках и ногах, потянуться, для того чтобы стимулировать кровообращение.

Слайд № 5

Лев Николаевич Толстой в своих сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 оттенков выражения улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.

Слайд № 6.

Эмоции выражаются с помощью мимики, жестов, позы, интонации голоса. Эмоции по своей природе и времени возникновения намного опережают развитие интеллектуальных способностей человека.

Слайд № 7.

Пять главных составляющих эмоционального интеллекта

- самосознание

- самоконтроль

- эмпатия

- навыки отношений

- мотивация

Слайд № 8.

Структура эмоционального интеллекта :

Осознанная регуляция эмоций

Понимание (осмысление) эмоций

Различение (распознавание) и выражение эмоций

Использование эмоций в мыслительной активности

Слайд № 9

I этап развития эмоционального интеллекта : (идентификация эмоций)

Знакомить детей с эмоциями : радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением.

Упражнение «Выбери девочку».

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры:

Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

Также мы начинаем занятие с игры «Часики эмоций». Она направлена на развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми с 4 лет, в том числе с ОВЗ.

1. «Часики эмоций» можно использовать в качестве рефлексии в начале и в конце занятия. У каждого ребёнка свои часики (для мальчиков – с изображением мальчиков, для девочек – с изображением девочек). Далее детям предлагается отметить своё настроение стрелочкой сначала в начале занятия, а потом в конце.

2. В игре с детьми можно использовать одновременно карточки и часики. Каждый ребёнок получает свои часики, а карточки раскладываются лицевой стороной вниз. Затем задача одного из детей взять карточку и не показывая её остальным изобразить эмоцию. Задача остальных детей найти эту эмоцию на своих часиках. Кто первый угадывает эмоцию звонит в звоночек. (мальчики в синий, девочки в красный).

3. В индивидуальной работе можно предложить ребёнку соотносить одинаковые эмоции. Ребёнок открывает по очереди карточки и находит такую же эмоцию на часиках, отмечая её стрелочкой.

Слайд №10.

II этап развития эмоционального интеллекта : использование эмоций для повышения эффективности мышления.

Упражнение «Почитай письмо».

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.

Описание игры:

почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные:

в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных

состояния, и их надо расшифровать (например, шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился и Коля радостно побежал на улицу.

Еще одна игра «Собери настроение», которая относится ко второму этапу развития эмоционального интеллекта. В этой игре дети продолжают знакомиться с основными эмоциями и учатся соотносить графическое изображение с эмоцией. Для игры нам понадобится три кубика: кубик «эмоции», кубик «глаза», кубик «рот», разрезные картинки на 2 части и 6 карточек с изображением мышки в разных эмоциональных состояниях.

Игра «Забавное настроение» : для игры понадобится 2 кубика с отдельными частями лица (рот и глаза) и разрезные картинки. Ребенок кидает два кубика и в соответствии с выпавшими частями лица собирает настроение и придумывает его.

Игра «Собери настроение» : для игры понадобится кубик «эмоции» и разрезные картинки. Ребенок кидает кубик, называет эмоцию и складывает из разрезных картинок соответствующие настроение.

Игра «Сделай по образцу» : для игры понадобятся разрезные картинки и маленькие карточки с изображением мышки. Ребенок берет карточку и по ее образцу складывает эмоцию.

Следующая игра «Лото эмоций». Для нее понадобится кубик «эмоции», 6 карточек, разделенных на 6 частей с изображением пиктограмм, 6 карточек с изображением мышки в разных эмоциональных состояниях и 36 разноцветных фишек.

Вариант 1. Детям раздают карточки, на которых нарисованы пиктограммы и комплект разноцветных фишек. На столе выкладывают карточки с изображением мышат лицевой стороной вниз. Ребенок берет карточку и не показывая ее другим детям изображает эмоцию, дети должны догадаться какая это эмоция и закрыть соответствующую пиктограмму у себя на карточке.

Вариант 2. Дети по очереди кидают кубик. Ребенок, который кидал кубик называет эмоцию, которая ему выпала, а остальные закрывают эту эмоцию у себя на карточке.

Слайд № 11.

III этап развития эмоционального интеллекта : понимание эмоций

Упражнение «Найди лишнее»

Цель: понимание эмоций

Описание игры: Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор.

• грустно, печально, тоскливо, радостно

• радостно, весело, забавно, нечаянно

• хорошо, замечательно, отлично, долго

Также я очень люблю использовать в работе с детьми различного рода карточки. Они не требуют больших финансовых вложений, так как всегда можно сделать самой. К тому же с ними можно провести большое количество разнообразных игр.

Упражнение «Мое настроение».

Перед ребенком раскладываются карточки и предлагают выбрать карточку своего настроения. Затем рассказать какое у них настроение.

Упражнение «Хлопотушки –топотушки».

Для игры понадобятся карточки с тремя эмоциями. Я показываю карточку, а задача детей на эмоцию «радость» - хлопать, на все остальные топать и т. д

Еще одна игра, которая называется «Умнясики». Игра состоит из 5 карточек милых сказочных персонажей, имена дети им придумывают сами, из восемнадцати карточек с различными жизненными ситуациями, плохими и хорошими поступками. С помощью этих карточек дети придумывают рассказы, учатся распознавать эмоции и чувства у себя и окружающих его людей. Также мы на занятиях начинаем вести альбом «Мои эмоции». После каждого занятия ребенок разукрашивает изучаемую эмоцию и вклеивает ее в свой альбом.

Слайд № 12.

IV этап развития эмоционального интеллекта : управление эмоциями.

«Повтори фразу»

Цель: развитие выразительности речи.

Описание игры: педагог называет фразу ( например: «У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.

Слайд № 12.

Инструменты в работе психолога на развитие эмоционального интеллекта.

Наглядные пособия

Дидактические игры

Метафорические ассоциативные карты

Рабочие тетради

Различные изобразительные средства (краски, глина, пластилин, тесто и т. д.)

Слайд № 18.

Условия развития детей.

Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;

Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей)

Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;

Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей.

Слайд № 19.

Результат.

Ребенок овладевает различными видами деятельности, общения, положительным отношением к миру, проявляет любознательность, задает вопросы.

А сейчас разрешите провести несколько игр …

Упражнение «Мои качества».

Цель: развитие умения осознавать ребенком того, что в каждом человеке есть как отрицательные, так и положительные качества.

Ведущий: «Я буду называть качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас:

- положите руки на грудь те, у кого есть искренность;

- встаньте и помашите мне рукой те, в ком есть такое качество как отзывчивость;

- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;

- поднимите руки вверх те, кто умеет радоваться;

- сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;

- протяните руки вперёд те, кто очень добрый;

- закройте руками лицо те, кто часто злится;

- встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость;

Спасибо за честные ответы.

Упражнение: «Загадки из сказок».

Цель: развивать умение распознавать эмоции

Я буду вам зачитывать отрывки сказок, а вам необходимо угадать эмоцию, которая описывается.

«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами…» (горе)

«Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовё т:

— Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…» (грусть)

Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом (страх)

«Как услышал царь-отец,

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить» (гнев)

«Свадьбу тотчас учинили,

И с невестою своей

Обвенчался Елисей;

И никто с начала мира

Не видал такого пира» (радость)

Игра-загадка «Маски»

Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.

Все участники семинара становятся в круг. На одного из участников ведущий надевает маску с настроением (участник не знает, что это за маска). Остальные рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз. Участник в маске должен угадать, какая маска настроения на его лице.

В заключении разрешите

Вам пожелать только удачи!

Много любви! Как же иначе?

Будьте здоровы, будьте любимы,

Будьте единственны, неповторимы

Много улыбок — от них хорошеют,

Мало обид — от них сердце черствеет.

В доме — уюта, тепла и добра,

И чтобы жизнь вам в радость была!

Публикации по теме:

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций»Мастер-класс по развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами нейрографики «Павлин эмоций» Ирина Сорокоумова Здравствуйте дорогие ребята и родители! Я очень рада Вас приветствовать! - Ребята, а какое настроение сегодня у Вас?.

Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк»Педсовет «Развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» в формате «Гайд-парк» Уважаемые коллеги, предлагаю очередной тематический совет, который прошёл у нас в детском саду. Тема очень сложная. Во всех нормативных.

План-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 летПлан-конспект НОД по развитию эмоционального интеллекта «Маска, я тебя знаю» для детей 5–6 лет Цель:развитие эмоционального интеллекта детей. Задачи:Образовательные: Повторить и закрепить понятия, связанные с театром и театральной деятельностью;.

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учрежденияРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения Большинство детей с ОВЗ имеют низкий уровень развития самооценки и эмпатии, тревожны, имеют трудности в распознавании чувств других людей,.

Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детейТехнология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании как средство развития эмоционального интеллекта у детей Технология В. В. Воскобовича в дошкольном образовании, как средство развития эмоционального интеллекта у детей. Актуальность: В настоящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 ноября 2022 в 09:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Васильевна Тресковская (УИ 62645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД