Ирина Васильевна Тресковская
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги!». Тема сегодняшнего семинара «Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста». Все вы знаете, что родители сейчас большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей. При этом всё большее количество детей испытывают трудности в общении со сверстниками. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своего сверстника, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Осознание своих эмоций и контроль над ними снижены. Между детьми возникают частые конфликты, которые они не умеют разрешать. К сожалению, приходится отметить, что дети становятся менее отзывчивыми к чувствам других людей. Недостаточное развитие эмоциональной сферы способствует возникновению феномена «засушенное сердце (отсутствие чувства).
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2022
Слайд № 3
Итак, Эмоциональный интеллект – это способность :
1. безошибочно различать собственные эмоции и эмоции других людей;
2. понимать значение эмоций;
3. управлять эмоциями;
4. использовать эмоциональные знания и умения для построения взаимоотношений с окружающими.
Слайд № 4.
Психолог Дэниэл Гоулмен рассказывает о физиологических реакциях на различные эмоциональные состояния в своей книге «Эмоциональная компетентность». Вот некоторые из них:
• Злость направляет кровь к рукам, подготавливая человека к удару.
• Страх направляет кровь к большим мышцам, в основном к ножным, подготавливая человека к бегству.
• Грусть и разочарование замедляют процесс обмена веществ, предоставляя человеку время исправить ситуацию.
• Ощущение счастья направляет кровь к мозгу, успокаивая тревожные мысли, высвобождает энергию, давая выход всем хорошим чувствам.
Из всех этих эмоций только счастье приносит вам чувство комфорта. Если вы ощущаете что-либо иное, вы испытываете потребность избавиться от напряжения в шее, спине, руках и ногах, потянуться, для того чтобы стимулировать кровообращение.
Слайд № 5
Лев Николаевич Толстой в своих сочинениях 85 раз описывал оттенки выражения глаз и 97 оттенков выражения улыбок, раскрывающих эмоциональное состояние человека.
Слайд № 6.
Эмоции выражаются с помощью мимики, жестов, позы, интонации голоса. Эмоции по своей природе и времени возникновения намного опережают развитие интеллектуальных способностей человека.
Слайд № 7.
Пять главных составляющих эмоционального интеллекта
- самосознание
- самоконтроль
- эмпатия
- навыки отношений
- мотивация
Слайд № 8.
Структура эмоционального интеллекта :
Осознанная регуляция эмоций
Понимание (осмысление) эмоций
Различение (распознавание) и выражение эмоций
Использование эмоций в мыслительной активности
Слайд № 9
I этап развития эмоционального интеллекта : (идентификация эмоций)
Знакомить детей с эмоциями : радостью, злостью, горем, гневом, страхом, удивлением.
Упражнение «Выбери девочку».
Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.
Описание игры:
Дети выбирают из предложенных картинок с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.
Также мы начинаем занятие с игры «Часики эмоций». Она направлена на развитие эмоционального мира детей дошкольного возраста. Может быть использована в работе с детьми с 4 лет, в том числе с ОВЗ.
1. «Часики эмоций» можно использовать в качестве рефлексии в начале и в конце занятия. У каждого ребёнка свои часики (для мальчиков – с изображением мальчиков, для девочек – с изображением девочек). Далее детям предлагается отметить своё настроение стрелочкой сначала в начале занятия, а потом в конце.
2. В игре с детьми можно использовать одновременно карточки и часики. Каждый ребёнок получает свои часики, а карточки раскладываются лицевой стороной вниз. Затем задача одного из детей взять карточку и не показывая её остальным изобразить эмоцию. Задача остальных детей найти эту эмоцию на своих часиках. Кто первый угадывает эмоцию звонит в звоночек. (мальчики в синий, девочки в красный).
3. В индивидуальной работе можно предложить ребёнку соотносить одинаковые эмоции. Ребёнок открывает по очереди карточки и находит такую же эмоцию на часиках, отмечая её стрелочкой.
Слайд №10.
II этап развития эмоционального интеллекта : использование эмоций для повышения эффективности мышления.
Упражнение «Почитай письмо».
Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом.
Описание игры:
почтальон приносит письма, но не обычные, а зашифрованные:
в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных
состояния, и их надо расшифровать (например, шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился и Коля радостно побежал на улицу.
Еще одна игра «Собери настроение», которая относится ко второму этапу развития эмоционального интеллекта. В этой игре дети продолжают знакомиться с основными эмоциями и учатся соотносить графическое изображение с эмоцией. Для игры нам понадобится три кубика: кубик «эмоции», кубик «глаза», кубик «рот», разрезные картинки на 2 части и 6 карточек с изображением мышки в разных эмоциональных состояниях.
Игра «Забавное настроение» : для игры понадобится 2 кубика с отдельными частями лица (рот и глаза) и разрезные картинки. Ребенок кидает два кубика и в соответствии с выпавшими частями лица собирает настроение и придумывает его.
Игра «Собери настроение» : для игры понадобится кубик «эмоции» и разрезные картинки. Ребенок кидает кубик, называет эмоцию и складывает из разрезных картинок соответствующие настроение.
Игра «Сделай по образцу» : для игры понадобятся разрезные картинки и маленькие карточки с изображением мышки. Ребенок берет карточку и по ее образцу складывает эмоцию.
Следующая игра «Лото эмоций». Для нее понадобится кубик «эмоции», 6 карточек, разделенных на 6 частей с изображением пиктограмм, 6 карточек с изображением мышки в разных эмоциональных состояниях и 36 разноцветных фишек.
Вариант 1. Детям раздают карточки, на которых нарисованы пиктограммы и комплект разноцветных фишек. На столе выкладывают карточки с изображением мышат лицевой стороной вниз. Ребенок берет карточку и не показывая ее другим детям изображает эмоцию, дети должны догадаться какая это эмоция и закрыть соответствующую пиктограмму у себя на карточке.
Вариант 2. Дети по очереди кидают кубик. Ребенок, который кидал кубик называет эмоцию, которая ему выпала, а остальные закрывают эту эмоцию у себя на карточке.
Слайд № 11.
III этап развития эмоционального интеллекта : понимание эмоций
Упражнение «Найди лишнее»
Цель: понимание эмоций
Описание игры: Послушай внимательно слова и скажи, какое из них лишнее. Объясни свой выбор.
• грустно, печально, тоскливо, радостно
• радостно, весело, забавно, нечаянно
• хорошо, замечательно, отлично, долго
Также я очень люблю использовать в работе с детьми различного рода карточки. Они не требуют больших финансовых вложений, так как всегда можно сделать самой. К тому же с ними можно провести большое количество разнообразных игр.
Упражнение «Мое настроение».
Перед ребенком раскладываются карточки и предлагают выбрать карточку своего настроения. Затем рассказать какое у них настроение.
Упражнение «Хлопотушки –топотушки».
Для игры понадобятся карточки с тремя эмоциями. Я показываю карточку, а задача детей на эмоцию «радость» - хлопать, на все остальные топать и т. д
Еще одна игра, которая называется «Умнясики». Игра состоит из 5 карточек милых сказочных персонажей, имена дети им придумывают сами, из восемнадцати карточек с различными жизненными ситуациями, плохими и хорошими поступками. С помощью этих карточек дети придумывают рассказы, учатся распознавать эмоции и чувства у себя и окружающих его людей. Также мы на занятиях начинаем вести альбом «Мои эмоции». После каждого занятия ребенок разукрашивает изучаемую эмоцию и вклеивает ее в свой альбом.
Слайд № 12.
IV этап развития эмоционального интеллекта : управление эмоциями.
«Повтори фразу»
Цель: развитие выразительности речи.
Описание игры: педагог называет фразу ( например: «У меня есть котенок», которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью.
Слайд № 12.
Инструменты в работе психолога на развитие эмоционального интеллекта.
Наглядные пособия
Дидактические игры
Метафорические ассоциативные карты
Рабочие тетради
Различные изобразительные средства (краски, глина, пластилин, тесто и т. д.)
Слайд № 18.
Условия развития детей.
Обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с ребенком, уважительное отношение к ребенку и его потребностям;
Поддержание индивидуальности и инициативы (выбор деятельности, участников совместной деятельности, принятие решений, выражение чувств и мыслей)
Установление правил взаимодействия в различных ситуациях;
Взаимодействие с родителями по вопросам образования детей.
Слайд № 19.
Результат.
Ребенок овладевает различными видами деятельности, общения, положительным отношением к миру, проявляет любознательность, задает вопросы.
А сейчас разрешите провести несколько игр …
Упражнение «Мои качества».
Цель: развитие умения осознавать ребенком того, что в каждом человеке есть как отрицательные, так и положительные качества.
Ведущий: «Я буду называть качество, а вы жестами будете показывать, есть ли оно у вас:
- положите руки на грудь те, у кого есть искренность;
- встаньте и помашите мне рукой те, в ком есть такое качество как отзывчивость;
- троньте себя за ухо те, в ком встречается лень;
- поднимите руки вверх те, кто умеет радоваться;
- сожмите руки в замок, у кого встречается зависть;
- протяните руки вперёд те, кто очень добрый;
- закройте руками лицо те, кто часто злится;
- встаньте и промаршируйте те, в ком есть такое качество как смелость;
Спасибо за честные ответы.
Упражнение: «Загадки из сказок».
Цель: развивать умение распознавать эмоции
Я буду вам зачитывать отрывки сказок, а вам необходимо угадать эмоцию, которая описывается.
«Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Зовет Аленушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек. Залилась Аленушка слезами…» (горе)
«Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовё т:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…» (грусть)
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом (страх)
«Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить» (гнев)
«Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира» (радость)
Игра-загадка «Маски»
Цель: развивать способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций.
Все участники семинара становятся в круг. На одного из участников ведущий надевает маску с настроением (участник не знает, что это за маска). Остальные рассказывают об особенностях положения бровей, рта, глаз. Участник в маске должен угадать, какая маска настроения на его лице.
В заключении разрешите
Вам пожелать только удачи!
Много любви! Как же иначе?
Будьте здоровы, будьте любимы,
Будьте единственны, неповторимы
Много улыбок — от них хорошеют,
Мало обид — от них сердце черствеет.
В доме — уюта, тепла и добра,
И чтобы жизнь вам в радость была!