Анна Гудинова
Развитие эмоционального интеллекта дошкольников как основа формирования предпосылок функциональной грамотности
▼ Скачать +Заказ
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с вами о развитии эмоционального интеллекта дошкольников как основе формирования предпосылок функциональной грамотности.
Это тема моего профессионального саморазвития, и я приглашаю вас обсудить её за круглым столом.
Слайд 2. Эмоциональный интеллект - это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Слайд 3. Умение контролировать и сдерживать собственные чувства и не давать им брать верх над тем, как человек ведет себя и какое влияние он оказывает на близких, важно во многих случаях — при обычном общении, при взаимодействии с детьми и родителями в нашей профессиональной деятельности, трудностях или успехах в работе, планировании перемен в жизни и не только.
Эмоции – это реакция на внешние и внутренние раздражители. Они связаны с удовлетворением человеческих потребностей и желаний, с сердечными, душевными переживаниями. Дифференцированные и устойчивые эмоции называются чувствами. И те, и другие оказывают различное действие на нервную систему и на организм в целом.
Слайд 4. По мнению целого ряда психологов, каждому чувству соответствует свой цвет. Грусть любит наряжаться в серые одежды, синий означает интерес, зелёный и жёлтый выражают удивление, красный — радость и гнев, коричневый — самодостаточность, чёрный — цвет фобии. Определить цвет главной эмоции человека просто. Эмоциональность проявляется в любой ситуации.
Сейчас я предлагаю вам пройти тест Люшера. Когда вы вошли сегодня в аудиторию, я предложила вам выбрать один из цветных прямоугольников, ориентируясь на собственные ощущения.
Слайд 5. В середине 50-х годов прошлого века швейцарский учёный Макс Люшер составил оригинальный цветовой тест. После многих экспериментов из 4,5 тыс. тонов и оттенков были выбраны цвета, наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Исследования, проведённые Люшером, показали, что цвет может изменить функции некоторых систем человеческого организма.
Слайд 6. Итак, обратите внимание на цветой прямоугольник, который вы выбрали.
Анализ цветов по слайду.
Цвет, который вы выбрали, характеризует ваше эмоциональное состояние здесь и сейчас. По прошествии какого-то времени, под воздействием ряда событий и факторов ваше эмоциональное состояние изменится и вам может захотеться выбрать другой цвет.
Этот тест в некоторых организациях используют при приёме людей на работу, при исследовании микроклимата в коллективе и факторов, влияющих на эмоциональное состояние сотрудников.
В детской психологии этот тест можно использовать для определения эмоционального состояния ребёнка по пришествии в детский сад, во время различных режимных моментов для выявления степени раздражимости и эмоциональной устойчивости ребёнка, способности участвовать в какой-либо деятельности (индивидуальной или коллективной) и осваивать новые знания.
Слайд 7. А можно ли самому узнать, какие эмоции и чувства доминируют в душе, и отразить их в цвете? Существует прекрасный метод арт-терапии, позволяющий это сделать. Это методика «Волшебная страна чувств», разработанная Татьяной Зинкевич-Евстигнеевой.
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева — доктор психологии, автор метода комплексной сказкотерапии, Президент Международного Союза Сказкотерапевтов. Автор более 50 книг и проектов по сказкотерапии. Ведет научно-практическую, преподавательскую и общественную работу.
И сейчас предлагаю вам ещё один эксперимент (силуэты человека). Это вы! Сосредоточьтесь на своем внутреннем состоянии, и нарисуйте внутри шаблона свои самые разные эмоции и чувства, раскрасив их в соответствующие цвета.
Слайд 8. Методику Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой «Волшебная страна чувств» в ближайшее время хочу использовать в работе с детьми.
Она ляжет в основу мини-проекта "Волшебные краски", который я планировала осуществить в текущем учебном году. Думаю, здесь можно будет использовать и нетрадиционные техники рисования, о которых недавно нам рассказывали коллеги.
Слайд 9. Одна из важнейших функций игры — развитие эмоционального мозга ребенка и забота о психологическом благополучии. Эмоциональное развитие — не менее сложный процесс, чем когнитивное, который к тому же нуждается в пространстве игры. Дети рождаются незрелыми и не способными различать свои эмоции, поэтому эмоциональные всплески малышей настолько спонтанны и интенсивны, что порой вызывает удивление у них самих. Обычно детям не хватает слов, чтобы объяснить или понять, что их так взбудоражило. Сложность управления эмоциями состоит в том, чтобы уметь их выражать, описывать словами, сохранять уязвимость и при этом обладать достаточно зрелым мозгом для того, чтобы сдерживать и уравновешивать эмоциональные реакции и рефлексировать над ними.
Слайд 10. Откуда берутся сюжеты детских игр?
·бытовые - копируют образ жизни и поведения родителей;
·сказочные - из прочитанных сказок;
·фантастические - из компьютерных игр и мульфильмов.
И я хочу напомнить о мультфильме, о котором уже рассказывала вам на одной из прошлых встреч. «Монсики» — российский анимационный сериал, совместный проект Группы Компаний «Рики» и «Союзмультфильм»
Герои мультфильма - четверо друзей Монсиков, которые живут вместе на планете Монсиленд, где каждый день происходят события, которые вызывают у них чувства и эмоции.
Слайд 11. Мультики — важная часть жизни ребенка. Красочные истории формируют представления о добре и зле, дружбе, любви и других основополагающих понятиях. Герои в них яркие и интересные, хочется ассоциировать себя с ними. Для родителей же это способ занять ребенка, освободить время для личных дел. За взрослыми заботами родители часто забывают, какими детьми они были: озорными, непоседливыми и страшно любознательными! И мультфильмы, созданные такими же взрослыми, которые когда-то были детьми, играют на знакомых чувствах.
Иногда важен не сам мультфильм, его содержание или герои, а просто процесс совместного просмотра c последующим обсуждением. Это повод провести время вместе, сблизиться на фоне общего интереса к красочной истории. Если вы внезапно присоединились к просмотру на середине истории — расспросите ребенка, что было в предыдущих сериях. А если знаете, что кто-то из персонажей особенно нравится малышу, узнайте почему.
Слайд 12.
При совместном просмотре устанавливается доверительное общение между родителями и ребёнком, а также усиливается эмоциональный эффект от увиденного. Дети чувствуют поддержку родителей, их участие, живой интерес к тому, что интересует их самих. Мультфильмы и кинофильмы имеют особую, эстетическую, духовную силу воздействия на душу ребёнка, его чувственный, эмоциональный мир. Родителям важно помнить об этом, поощрять в детях проявление эмоций во время просмотра, сочувствовать им, формируя таким образом эмоциональную память ребёнка, очень важную для развития его духовно-нравственной сферы. Также во время просмотра мамы и папы могут объяснить неизвестные слова и выражения, поступки героев и персонажей, что необходимо для интеллектуального и нравственного развития детей. Так у родителей возрастает степень влияния на поведение и деятельность детей и растёт личный авторитет. Наблюдение за ребёнком во время совместного просмотра становится для родителей источником новых, подчас неожиданных, знаний о нём. Взаимодействуя с дочерью или сыном, родители начинают лучше понимать своё чадо и чувствовать, видеть изменения в его развитии.
Спасибо за внимание! Предлагаю посмотреть мультфильм вместе)