марина щетинина
Развитие воображения дошкольников посредством конструирования
▼ Скачать
Воображение - это особая форма психики человека, отличающаяся от других психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса заключается в том, что воображение свойственно только человеку и связано с деятельностью организма, являясь в то же время наиболее «психическим» из всех психических процессов и 64 состояний. Последнее означает, что идеал и особый характер человеческой психики проявляется только в воображении. По мнению Л. С. Выготского, воображение уводит за пределы реального существования, вспоминает прошлое, открывает будущее. С воображением человек может «жить» в разное время. Прошлое фиксируется в образах памяти, добровольно воскрешаемых усилием воли, будущее предстает в мечтах и фантазиях. У детского воображения есть два компонента : генерация общей идеи решения проблемы и разработка плана реализации этой идеи. Общая идея (или дизайн) создается несколькими способами. Дети 5-7 лет отводят эти элементы образа на второстепенное место, новый образ создается за счет свободной работы с представлениями (деталями). Зная это, необходимо вдумчиво и дифференцированно подходить к развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо учитывать возраст, а также индивидуальные особенности детей. Особое значение в формировании воображения дошкольников, согласно теории амплификации (обогащения) развития детей имеют специфические виды деятельности, к которым относится и конструирование. Конструирование в силу его созидательно - преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. Дополнительные занятия по конструированию создают условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития воображения у дошкольников. Конструирование помогает : - развить пространственное воображение; - получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии; - разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления; - воспитать самостоятельность, усидчивость; - развить фантазию. Детское конструирование наводит ребенка на решение конструкторских задач приведения в определенную зависимость различных предметов, частей, элементов определенного конструктора (конструирование материала). Дети воспринимают признаки конструктивного материала посредством органов чувств (осязания, зрения, при этом они практически осваивают величину, длину, ширину, объёмность предмета. Конструктивная деятельность даёт возможность получить отчётливые представления о пространстве благодаря тому, что эти представления формируются из конкретных признаков формы, величины, протяжённости предмета, пространственного расположения частей конструкции. Детское конструирование можно разделить на изобразительное и техническое. При этом необходимо отметить, что часто в процессе изобразительного конструирования в своих постройках ребенок стремится к значительно большему сходству с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре. При постройке для игры ребенком допускаются условности. В процессе конструирования такой постройки ребенок старается создать все самое необходимое для игры. Например, если игра требует полета на самолете, то достаточно наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. В этот момент для игрока не имеет значения, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет его игровым потребностям. Совершенно иная ситуация, когда перед ребенком стоит задача показать различные типы самолетов – здесь работа выполняется, как правило, с особенной конструктивной тщательностью. Значит, характер и качество постройки не всегда обуславливаются умениями детей. Конструктивная деятельность дошкольников обладает характером ролевой игры: создавая постройки или конструируя, дети находятся в игровых отношениях, не просто определяя обязанности каждого, а выполняя те или иные роли. Например, ребенок выступает как бригадир, строитель, мастер и т. д., вот почему, поэтому конструктивная деятельность детей иногда называется и строительной игрой. Виды конструирования обусловлены используемым материалом. Например, конструирование бывает из таких строительных материалов, как: - бумага, картон, коробки, катушки и другие материалы; - природный материал. Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников. Строительные наборы состоят из правильных геометрических тел (кубов, цилиндров, брусков и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это позволяет ребенку сконструировать предмет, при этом с наименьшими трудностями передать пропорциональность его частей, симметрически их расположив. В настоящее время для каждой возрастной группы детского сада представлен широкий выбор наборов конструкторских игр, включая настольные, дворовые, тематические (например, «Архитектор», «Юный кораблестроитель», «Подъемный кран», «Мосты» и др.). Они могут использоваться в качестве самостоятельного вида материала для конструирования, а иногда и как дополняющий основной строительный набор. Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепятся путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, большим игровым потенциалом обладают «Конструкторы», которые имеют более прочные способы соединения, например, деревянные конструкторы имеют наиболее простые 66 способы крепления. В свою очередь, металлические конструкторы обладают более сложными креплениями - винтами, гайками, шипами и т. д. Игры «Конструктор» обучают детей решению более сложных конструктивных задач, знакомят их с различными способами соединения деталей, учат создавать всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек. Конструирование из таких материалов, как бумага, картон, коробки, катушки и другие материалы, представляет собой более сложный вид конструирования для дошкольников. Впервые знакомство с ним происходит в средней группе. Бумагу, картон дают в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Изготовление игрушки требует заготовки выкройки, а затем раскладывания и наклеивания на ней деталей, украшений. Важно сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс учит ребенка измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм. Различные коробки (например, из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. фактически являются полуфабрикатом. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя из разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия. Конструируя из природного материала, дети подмечают сходство материала с предметами действительности, усиливают это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Таким образом, работа по конструированию очень важна для дошкольников, так как она помогает развивать не только воображение, но и познавать окружающий мир в интересной форме, что необходимо для всестороннего развития личности дошкольника.