Галина Стрекаловская
Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью смарт-тренинга «Мир-головоломок»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаем вашему вниманию выступление на тему «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста с помощью смарт-тренинга «Мир Головоломок»
Выступают с докладом воспитатели детского сада № 29 «Искорка» Никитенко Елена Владимировна, Стрекаловская Галина Владимировна
Слайд 2
Публикация «Развитие умственных способностей детей старшего дошкольного возраста с помощью смарт-тренинга „Мир-головоломок“» размещена в разделах
Что же такое смарт-тренинг? Аббревиатура из английских букв SMART (расшифровка на слайде) ставит каждой букве одно из требований оценки цели.
Specific – конкретный
Measurable – измеримый
Attainable – достижимый
Relevant – значимый
Time-bound – ограниченный во времени
Тренинг – это метод активного обучения. В нашем случае – метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленных целей, развитие познавательного интереса и сообразительности.
Слайд 3
С марта 2022 года наш детский сад № 29 «Искорка стал участником сетевой инновационной площадки федерального уровня Национального научно-исследовательского института дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников.
Слайд 4
Слово «головоломка» произошло от выражения «ломать голову» и означает – решить трудноразрешимую задачу. Чтобы найти решение, нужно немало подумать, применить логику и сообразительность.
Головоломки – идеальный тренажер для ума, развития логического и пространственного мышления, воображения, внимания и зрительной памяти, аккуратности и точности. Эти игры очень полезны детям, ведь их мозг только формируется, в нем еще нет стереотипов, вот почему многие головоломки поддаются детям очень легко.
Значимость логико-математических игровых материалов в образовательном процессе обусловлено вызовами современности и трендами будущего, которые говорят о том, что возрастает необходимость получения знаний в области технологий, математики и науки.
Игры-головоломки развивают у детей познавательный интерес, любознательность, активное желание узнавать новое, неизвестное в окружающем мире; формируют положительную самооценку, уверенность в себе.
Слайд 5
Дети не должны осваивать в обязательном порядке технологию смарт-тренинг и уметь быстро решать все виды головоломок.
На основе ФГОС ДО Программа предлагает целевые ориентиры для педагогов и родителей, которые вы видите на слайде, обозначающие направленность деятельности взрослых.
Цель: развитие умственных способностей с помощью игр-головоломок
Задачи:
1. Познакомить детей с разными видами головоломок: геометрическими головоломками на плоскости, объемными, лабиринтами.
2. Учить способам и правилам решения головоломок, используя алгоритм.
3. Учить понимать инструкцию и применять ее в решении головоломок.
4. Развивать элементы логического и наглядно-образного мышления.
5. Развивать целостное зрительное восприятие, воображение, ориентировку в пространстве.
6. Развивать познавательный интерес, произвольное внимание.
7. Воспитывать инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Слайд 6
Мы используем два игровых набора:
Первый Программно-дидактический комплект включает в себя несколько наборов головоломок.
- Игра-головоломка» Слагалица» – 1 штука.
Карточки к игре «Слагалица» – 15 (всего 34 штуки).
Игра-головоломка «Складушки» – 4 штука.
Карточки к игре «Складушки» – 12 штук.
Игра-головоломка «Репка» – 1 штука.
Карточки к игре «Репка» – 24 (всего 64 штуки).
Игра-головоломка «Гала-Куб» – 1 штука.
Карточки к игре «Гала-Куб» – 14 штук.
Игра-головоломка «Осенний кубик» – 1 штука.
Карточки к игре «Осенний кубик» – 14 штук
2 комплект включает себя
Игра-головоломка «Пуговицы» – 28 шт.
Карточки к игре «Пуговицы» – 24 шт.
Слайд 7
Логические игры-упражнения и игры-головоломки в программно-дидактическом комплекте «Мир головоломок» имеют различные уровни сложности, на всех карточках они обозначены весёлыми звёздочками. В геометрических головоломках на плоскости, представленные на карточках схемы, легко превращаются в фигуры (образы) со сплошной заливкой и становятся головоломками. В объёмных головоломках «Осенний кубик» и «Гала-Куб» используются схемы в 2-D и 3-D-формате.
Слайд 8
Головоломка «Складушки» состоит из 9 квадратов-фишек в углах, которых нанесены разноцветные фрагменты 1 4 круга. Суть игры: составление рисунка из 1 4 кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу.
Слайд 9
Головоломка «Слагалица» состоит из коробочки и расположенных в ней 7 деревянных элементов. Суть игры: воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм «по образцу», «по памяти», «по схеме», «по сплошной заливке» или создание нового образа.
Слайд 10
Головоломка «Репка», представляет набор из 12 деревянных элементов разной конфигурации.
Цель игры: составление различных образов из элементов набора путём наложения, соотнесения с изображением на карточке и подбора недостающих элементов, а также решение головоломки- составление образа по сплошной заливке.
Слайд 11
«Гала-куб» относится к объёмным играм-головоломкам, изготовленным из дерева. Головоломка имеет 8 деталей разнообразной формы: по три одинаковых элемента, и два кубика. Суть игры: создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3D-формате.
Слайд 12
«Осенний кубик» включает в себя набор из 6 деревянных игровых элементов. Задача: создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 2D и 3D-формате.
Слайд 13
Головоломка «Пуговицы» состоит из красных, желтых, синих, неокрашенных деревянных пуговиц, с двумя или четырьмя дырочками, карточек- маркеров, обозначающих разные действия с пуговицами, карточек с шифрами. Детям предлагаются такие игры с пуговицами как «Узоры», «математические действия», «перемести через мостик», «найди пару», «Пуговичная мозаика», «Пуговичный город», «Пуговичный пэчворк», «Зашифрованные пуговицы» и др.
Слайд 14
В условиях детского сада для развития умственных способностей детей мы используем разнообразные виды практической деятельности детей на основе игр-головоломок
Индивидуальная форма: предполагает работу с одним ребенком в процессе обучения играм - головоломкам. Преимущество данной формы: безусловный учёт индивидуальных особенностей, зоны ближайшего развития ребенка и пространства детской реализации, сокращение времени выполнения задания, разумная помощь дошкольнику при затруднении и возможных ошибках, гарантированный положительный результат, сохранение интереса к решению логических задач.
Подгрупповая форма: предполагает одномоментную работу с детьми в составе двух - пяти человек, при условии наличия игрового оборудования на каждого ребёнка. На первоначальном этапе обучения в подгруппе должно быть минимальное количество участников. По мере освоения детьми игрового процесса, формирования умения понимать инструкцию и работать в коллективе/команде количество детей можно увеличить.
Групповая форма работы возможна с детьми, уже имеющими навык работы с играми-головоломками, принимающими и понимающими инструкцию педагога, умеющими работать в большой группе детей, с высоким уровнем заинтересованности.
Слайд 15
В нашем дошкольной организации образовательный процесс по программе «Смарт-тренинг для дошкольников» имеет следующие формы:
Как кружковая деятельность на группах с приоритетным направлением познавательное развитие.
Цель: Развитие логического мышления средствами игр-головоломок в рамках совместной деятельности педагога с детьми
Объединяет детей одного возраста с разным уровнем подготовленности и заинтересованности данным видом деятельности.
Встречи, проводятся 2 раза в неделю под руководством педагога. Участниками кружка могут быть как все дети группы, так и часть детей.
Слайд 16
Как часть занятия по развитию элементарных математических представлений
Как часть занятия по ФЭМП:
Игры-головоломки могут быть использованы для решения элементарных математических задач:
Обучение счету (деталей и манипуляции с ними).
Обучение сравнению (путём наложения, приложения деталей или на глаз).
Обучение ориентировке в пространстве (перемещение деталей на плоскости листа / поверхности карточки: влево, вправо, вверх, вниз, в верхний правый угол и т. п.).
Работе со схемами (складывание фигуры по схеме).
Выполнение логических упражнений (развитие логического мышления).
Слайд 17
При реализации целей и задач технологии смарт-тренинг педагогам важно использовать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, которые следует осуществлять в духе партнёрства, стремясь к реализации единого подхода в деле воспитания и развития детей. Участие семьи в создании единого образовательного пространства является одним из необходимых психолого-педагогических условий, обеспечивающим полноценное развитие ребёнка дошкольного возраста.
Формы взаимодействия детского сада с семьёй воспитанников могут быть разнообразными, но они, прежде всего, должны быть направлены на включение всех участников образовательного процесса.
Слайд 18
Целевые ориентиры на этапе завершения смарт-
тренинга для дошкольников «МИР ГОЛОВОЛОМОК» представлены на следующем слайде
Дети могут:
Знать разные виды головоломок: геометрические головоломки на плоскости, объемные, лабиринты.
Овладеть способами и правилами решения головоломок;
Использовать алгоритм при решении головоломок;
Понимать заданную инструкцию и применять ее в решении головоломок;
Владеть элементами логического, наглядно-образного мышления, целостного восприятия, произвольного внимания и воображения;
Ориентироваться в пространстве, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
Проявлять познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, целеустремленность.
Слайд 19
Показатели успешности детей, при освоении программы представлены следующими критериями:
1. Сформированность представлений о головоломках, развитие интереса к ним.
2. Овладение способами и правилами решения головоломок, понимание инструкции.
3. Развитие психических познавательных процессов (мышление, внимание, память, восприятие, воображение).
4. Сформированность продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
5. Наличие самоконтроля
Слайд 20
Решайте головоломки сами, предложите их детям, почувствуйте азарт и любопытство, усердие и терпение, стремление к познанию нового, ни с чем несравнимое чувство победы в решении трудной задачи!
Благодарим за внимание!