ольга аверьянова
Развитие у детей дошкольного возраста фонематического слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
Развитие у детей дошкольного возраста фонематического слуха
Подготовили педагоги МБДОУ № 36:
Учитель-логопед Романова Н. В.
Воспитатель Аверьянова О. Н.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ — способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.
Публикация «Развитие у детей дошкольного возраста фонематического слуха» размещена в разделах
Как показывает логопедическая практика, чтобы достичь уровней хорошей или улучшенной речи у детей, имеющих различные нарушения, необходимо на протяжении всей коррекционной работы развивать фонематический слух.
Логопедическая работа строится в два этапа: 1. развитие слухового внимания;2. формирование фонематического слуха.
I. На подготовительном этапе развитие слухового внимания осуществляется на неречевых звуках
Дети учатся различать: громкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые)– неприятные (злые, грубые) звуки.
Упражнения и игры на развитие слухового внимания :
Какие звуки нарушают тишину?”
“Кто услышит больше звуков?”
“Назови звуки групповой комнаты”
“Назови звуки улицы”
Найди по звучанию такую же коробочку с крупой”
“Жмурки с колокольчиком”
“Чей голос?”
“Угадай по звуку, что делать?”
Звучание музыкальных инструментов.
II. На следующем этапе коррекционная работа по формированию фонематического слуха проводится на речевых звуках.
Основные образовательные задачи :- сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем;- научить произносить слова различной слоговой сложности;- научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности: Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах).Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. Различение звука в слове. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т. д.).Придумывание слов на определённый звук.
Умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку; ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т. к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего. Фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др. Развитый фонематический слух является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности фонематического слуха является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.