Марина Ситник
Развитие творческой инициативы дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Поддержка и развитие детской инициативы - это важнейшая часть педагогической работы, от которой зависит успешное развитие ребенка, в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Мы продолжаем работу, начатую в этом направлении в прошлом году, и убеждаемся, что инициативность является непременным условием развития ребенка. Инициативный ребенок умеет найти себе занятие, предложить интересное дело другим детям, стремится к общению, организации игр, созданию творческих продуктов.
Публикация «Развитие творческой инициативы дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2017
Короткова Н. А. и Нежнов П. Г. ввели понятие «творческая инициатива». Под творческой инициативой понимают включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Игра содержит в себе все тенденции развития, она источник развития и создает зоны ближайшего развития.
Выделяют три уровня творческой инициативы:
1-й уровень. Ребенок многократно воспроизводит понравившиеся условные игровые действия, содержание которых зависит от имеющейся игровой обстановки.
2-й уровень. Дошкольник имеет первоначальный замысел, называет роль; видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; развертывает сюжет в рамках привычных событий, используя условные действия и ролевую речь; в процессе игры может менять сюжеты и роли, не заботясь об их связности.
3-й уровень. Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует разные сюжетные эпизоды в новый, оригинальный сюжет; может осознанно использовать смену ролей; замысел может воплощаться преимущественно в речи (придумывание историй) или в режиссерской игре с игрушками-персонажами.
Главное, что ребенок получает в игре – возможность взять на себя роль, удовлетворение потребности быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка:
1) ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2) ребенок учится подчинять свои желания правилам игры, появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчиняться "нельзя" или "надо".
3) действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Выполняя различные роли, ребенок начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека - представить другой взгляд и другую точку зрения.
4) формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
5) ролевая игра имеет решающее значение для развития творческого воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей - в результате дети приобретают способность к творческому воображению.
Чем лучше развито воображение, и чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее деятельность ребёнка, его игра, а следовательно и динамичнее развитие личности.
В нашей группе мы делаем всё для развития детской инициативы - обогащаем предметно-развивающую среду, поддерживаем идеи детей, постоянно создаем проблемные ситуации в разных видах деятельности. Наше общение строится на принципах любви, понимания и терпимости, так как только такая позиция, а не авторитарное общение, является условием развития творческой инициативы детей.
Особое внимание мы уделяем сюжетно-ролевой игре. В старшей группе мы проводили НОД в форме сюжетно-ролевой игры «Идем в кино». В подготовительной группе по инициативе детей возникли такие игры, как «Почта», «Библиотека», «Школа», «Геологическая экспедиция», которые широко развивались при поддержке, косвенной помощи и партнерской позиции воспитателей.
Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками - это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Мы с ребятами увлеклись анимацией в прошлом году и сняли мультфильм «Одинокий ослик» по сказке Г. Цыферова.
В переводе с латинского «анима» – душа, «анимация» – оживление, одушевление. Это передача движения с помощью последовательности рисунков или кадров. Более привычный для нашей страны термин «мультипликация» произошел от латинского слова «мульти» – «много» и соответствует технологии многократного размножения рисунка. Анимация и мультипликация – это разные определения одного и того же вида искусства.
История анимации очень богата, а начало её лежит глубоко в древности. Стремление оживить рисунки прослеживается по изображениям бегущих спортсменов или охотников древних цивилизаций. Первые реальные анимационные фильмы появились в начале XX века. В 1912 году в России появился первый кукольный фильм Владислава Старевича «Прекрасная Люканида, или Война рогачей и усачей», все роли в фильме выполняли засушенные насекомые.
Настоящую революцию в мире анимации произвел Уолт Дисней, американский режиссер, художник и продюсер. В нашей стране мультипликация напрямую связана с открытием крупнейшей в СССР киностудии «Союзмультфильм» в 1936 г.
Давайте вспомним пластилиновые советские мультфильмы: «Спокойной ночи, малыши!», «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег»; кукольные советские мультфильмы: «Варежка», «Крокодил Гена», «38 попугаев», «Домовёнок Кузя».
Давно известны способы создания мультфильма без использования технических средств.
Способ 1, самый простой – рисовать на уголке каждого листочка в тетрадке фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывать тетрадку. Или верхний листочек блокнота с первой картинкой наматываем на карандаш и катаем его по нижней картинке вперед-назад как скалкой.
Способ 2 основан на принципе быстрой смены двух рисунков, сливающихся в одно движение - эффект игрушек-вертушек.
Виды анимации сегодня:
графическая (рисованная) анимация, где объекты рисуются вручную, а сегодня и на компьютере;
объемная анимация – создается благодаря персонажам – куклам, пластилиновым, песочным или иным материальным героям;
компьютерная анимация, в которой объекты создаются с помощью компьютера.
Есть и другая классификация на основе технологий создания мультфильма. Технологии создания мультфильмов, используемые традиционно:
• перекладка – передвижение плоских персонажей и декораций происходит путем их перемещения по плоского фону. В этой технике можно создать мультфильм–рисунок, пластилиновый мультфильм, мультфильм–оригами, мультфильм–аппликацию.
• сыпучая анимация - использование в работе сыпучих материалов (манка, сахар, гречка, горох, песок и др., движение происходит с помощью рисования руками по сыпучему фону, находящемуся на прозрачной подсвеченной поверхности.
• предметная анимация - перемещение объемных персонажей и декораций в трехмерном пространстве; возможность использования природных материалов, сюжетных игрушек, поделок из бросового материала, пластилина, глины.
В настоящее время одним из факторов, которые оказывают влияние на становление личности дошкольника является развитие информационно-коммуникационных технологий. Сегодня мультфильмы играют большую роль в развитии ребенка-дошкольника.
Как показывает статистика, 100% детей любят смотреть мультфильмы, а 75% хотели бы сами научиться их создавать. Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей.
Анимационная деятельность в образовательном процессе – это новый универсальный способ развития ребенка в современном визуально и информационно насыщенном мире.
Основная задача педагогов заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать любознательность, познавательную и творческую активность детей. При грамотном педагогическом подходе, интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития творческой инициативы детей дошкольного возраста.
Кроме того, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, анимационная деятельность позволяет решать задачи в пяти образовательных областях:
– социально-коммуникативного развития (развитие общения и взаимодействия дошкольника со взрослым и сверстниками, формирование навыков работы в творческом коллективе над созданием общего продукта с распределением ролей и задач, сплочение детского коллектива, формирование позитивных установок к труду и творчеству);
– речевого развития детей (знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, обогащение словаря; в ходе озвучивания мультфильма - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха);
– познавательного развития (формирование произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти, воображения и мышления; поддержка устойчивого интереса, познавательной мотивации, формирование представлений о создании мультфильма, развитие начальных умений работы с современной цифровой техникой);
– художественно-эстетического развития (воспитание культуры восприятия художественных произведений, стимулирование сопереживания персонажам, самостоятельная изобразительная и конструктивная деятельность детей в процессе изготовления персонажей и декораций мультфильма, раскрытие творческого потенциала воспитанников);
– физического развития (развитие мелкой моторики рук).
В рамках деятельности по созданию мультфильмов естественным образом интегрируются различные виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, изобразительная, конструирование.
Владея технологией создания мультфильмов, воспитатель может применять ее в своей педагогической практике.
Этапы работы над мультфильмом следующие:
1) продумывание замысла.
2) подбор сюжета, сценария.
3) выбор анимационной техники.
4) подготовка фона, декораций и персонажей.
5) съемка фильма по эпизодам.
6) монтаж в компьютерной программе (Windows Movie Maker, озвучивание.
7) совместный просмотр и обсуждение мультфильма.
В этом году мы продолжили заниматься анимацией, так как это один из эффективных инструментов развития детской инициативы. Мы сняли мультфильм по русской народной сказке «Снегурочка», обучающий мультфильм «Огород» и познавательный мультфильм «Космическое путешествие Крошки Енота».
Список использованных источников и литературы.
1. Больгерт Н., Больгерт С. Мультстудия Пластилин. – М. : Робинс, 2012.
2. Гусакова А. А. Мультфильмы в детском саду. - М. : ТЦ «Сфера», 2010.
3. Зубкова С. А., Степанова С. В. Создание мультфильмов в дошкольном учреждении с детьми старшего дошкольного возраста. // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2013. №5.
4. Интернет- ресурс wikipedia.org
5. Ишкова Е. И. Механизмы влияния мультипликационных фильмов на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. 2013. № 8.
6. Красный Ю. Е. Мультфильм руками детей. – М. : Просвещение, 2007.
7. Милборн А. Я рисую мультфильм. М. : РОСМЭН, 2006. 64 с.
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
9. Тимофеева Л. Л. Мультфильм своими руками. // Воспитатель. 2009. № 10.