Татьяна Веревкина
Развитие инициативы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие инициативы у детей с ОВЗ
Учитель – логопед
МАДОУ ДСКН № 3,
г. Сосновоборска
Веревкина Т. Н.
(1 слайд) «Еще не все колеса изобретены: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки» Ричард Брэнсон
Публикация «Развитие инициативы у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
(2 слайд) На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность.» Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки.
(3 слайд) Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
(4 слайд) Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи, а именно:
• Дети с ОВЗ понимают, что отличаются от сверстников. Это формирует комплексы и снижает инициативность;
• У таких детей сложности с выполнением поставленных целей, они не могут реально оценить свои возможности, им трудно принимать самостоятельно решения. Всему надо долго и кропотливо учиться.
• Из-за того, что ограничен словарный запас, нарушен лексико-грамматический строй речи, формируется страх речевой коммуникации (скажу не так, меня не поймут или поймут неправильно). Это не позволяет адекватно использовать речь для планирования и организации своей деятельности, интегрироваться в группу нормальных сверстников и строить взаимодействие, подбирать слова для отображения своих чувств, мыслей, мотивов, потребностей.
• Сложно работать с любой информацией, когда нужно все время «переводить с русского языка на русский». Ребенок с ОВЗ в процессе обучения все время преодолевает бесконечные трудности
А сейчас Вам хочу представить, как осуществляется развитие инициативы у нас в группе
Ежедневный рефлексивный круг
(слайд 5)
«Ежедневный рефлексивный круг» проводится каждый день перед завтраком со всеми детьми – 10–20 минут. Звук колокольчика сигнализирует детям об общем сборе. Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, дети говорили не все вместе, данный колокольчик, они передают друг другу во время ответов. Круг, находится всегда в одном и том же месте, дети уже привыкли обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия взрослых пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем.
Вопросы, задаваемые во время «ежедневного рефлексивного круга», разные. Например: «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Почему мы выбираем именно эту тему и проблемы?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Как вы думаете, кого мы можем назвать справедливым? А кого добрым, заботливым?», «Почему не удаётся соблюдать правила в группе?», «Что делать, если хочется подраться?» или…. (видео с колокольчиком)
Если того требуют обстоятельства, например, в группе произошло ЧП,
(слайд 6) то «Ежедневный рефлексивный круг» может проводиться ещё раз сразу после происшествия или проблемной педагогической ситуации.
Проблемная педагогическая ситуация
Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
В нашей группе были поставлены разные проблемные ситуации (Не поделили игрушку. Что делать?; Рассказ об умной птичке, которая хотела попить воды, но вода была на дне кувшина. Как она добыла воду?; Как увидеть звук?; Дверь закрыта, ключ забыли взять. Как попасть в группу? и другие)
(слайд 7) Но я хочу рассказать такую ППС: «К нам в группу пришла незнакомая бабушка, которая не может найти своего внука». Первое, что дети сказали, воспитателей в группе нет. Когда бабушка стала озвучивать свою проблему, что она уже весь детский сад обошла, но так и не нашла своего внука. Последовала разная реакция детей: некоторые продолжали играть, не замечая присутствия постороннего человека, кто-то подумал, что это шутка и начали смеяться, другие стояли в сторонке, наблюдая за происходящим. Один из них стал звонить в колокольчик. Он понял, что ситуация не стандартная (проблемная, но не знал, что делать дальше, как помочь… После того как из группы ушла бабушка, вернулись педагоги и мы спросили, что у вас случилось? Ответить подробно смог только один ребенок. Конечно, мы проговорили эту ситуации. И кто как мог помочь этой старушке, и как правильно надо было себя вести, что нужно было сделать и т. д.
На сегодняшний день проблемная ситуация не завершена. Через неделю мы повторим данную ситуацию, но на этот раз придёт старший брат.
Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение ряда условий:
-создание реальной ситуации, максимально приближенной к жизни;
-ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для детей;
-ситуация проводится без присутствия взрослых;
-человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям;
-завершать ситуацию нужно на позитивном моменте;
-проведение круга рефлексии после ситуации обязательно;
-каждая «ситуация» повторяется два-три раза, с интервалом в две-три недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию.
Коробочка учителя. (слайд 8) В этой коробке находятся картинки по артикуляционной гимнастике, и картинки по изучаемой лексической теме. Так как они все хотят быть учителями, мы предоставили им возможность самим договориться и выбрать, кто сегодня займет место учителя. Выбранный детьми «учитель» проводит артикуляционную гимнастику, а когда вынимает картинку по лексической теме, например, с изображением стула, дети совместно думают, зачем эту картинку положили в коробку и что с ней можно сделать. В самом начале дети не понимали какие действия можно совершить с данным предметом, но сейчас они знают, что этот предмет можно посчитать, можно его изобразить, сказать какой он, назвать его части и т. д. (видео Кирилл Ч. -я учитель)
Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать» (слайд 9)
- Почему ты ходишь в садик? Вопрос скорее риторический (почти бессмысленный, так как большинство детей понимают, что у них нет выбора, ходить или не ходить, в садике они быть обязаны. И это ощущение «я должен, у меня теперь нет выбора» само по себе способно убить любое желание. (Трудно желать того, что ты обязан делать.) Ведь никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. (Детям — особенно.) Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.
Поэтому на своих индивидуальных и подгрупповых занятиях предоставила детям выбор. Сова - это выбор одного ребенка, ниже находятся 6 домиков. У каждого домика есть символ, они обозначают развитие (артикуляционной гимнастики, воздушной струи, связной речи, общей, мелкой моторики и выбор с каким звуком или буквой он сегодня хотел бы познакомится). У каждого домика также есть сигналы-прищепки разных цветов (зеленый цвет - я сам, желтый цвет - я сам, но мне может потребоваться помощь взрослого, и красный цвет - с помощью взрослого). Ребенок приходит на занятие и делает свой выбор.
На этом индивидуальном занятии воспитанник выбрал самостоятельно развивать связную речь, артикуляционную и мелкую моторики. (Видео-Ярослав- мелкая моторика, артикул. Гимнастика, связная речь)
Объявление меню (слайд10) В моем детстве в саду мы объявляли меню и желали друг другу приятного аппетита. Этим поделилась со своими детьми. Они в свою очередь тоже захотели поступать так. И вот что получилось (видео меню)
Дети-волонтёры (слайд 11)
Для организации и реализации данной технологии «Дети-волонтёры» необходимо следующее:
- развивать навыки общения в разновозрастном коллективе;
- развивать самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей;
- создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде.
Для развития детской инициативы у детей мы применяем технологию «Дети волонтеры». Воспитанники подготовительной группы обучают детей младшей группы по следующим программам: «Научим малышей играть», «Научим одеваться», «Научим разрешать конфликты».
Проект «Моя любимая буква». (слайд 12) Когда мы с детьми раскрашивали буквы из фанеры, я обронила фразу, что буква Т-моя любимая. Дети сами стали рассуждать почему. И когда они приводили доводы, у них возник вопрос: «А какая же моя любимая буква?». Кто-то сказал, что с этой буквы начинается название его любимого мультфильма, у кого-то это любимая игрушка, а у кого-то возникали сложности в произношении. Затем дети проявили инициативу и предложили провести в группе праздник под названием «Моя любимая буква». В свою очередь я поддержала эту идею, подготовила брошюры для родителей, в которых были рекомендации о формирование у детей зрительного восприятия букв, игры с буквами. Была назначена дата проведения мероприятия. Родители и дети подошли со всей ответственностью. Каждый ребенок изготовил свою любимую букву и презентовал ее. В основном читали стихотворения о букве, один ребенок рассказал авторский стих, остальные придумали рассказ. В завершении праздника все дети получили сертификаты. Все остались довольными и получили массу положительных эмоций
(Слайд 13)Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо: нам педагогам, проявлять уважение к каждому ребенку, тогда дети учатся принятию всех остальных детей – и тех, кто отлично рисует, и тех, кто медленно бегает. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно, не боясь высказать СВОЁ собственное мнение в соответствии с собственными интересами и делать выбор, т. е. проявлять инициативу.
И свое выступление я хочу закончить такими словами:
Пока идёшь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты не попал,
И по какой распутице
Дорога та, что сам искал
Вовек не позабудется.
(Слайд14) Спасибо за внимание