Светлана Шатова
Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности (группа 2-14)
2 файл. Для придания новой теме сюжетности, личностно значимого компонента, в свободном общении с детьми ведется разговор о том, - что они знают в данной области; - что хотят узнать; - что нужно сделать с их точки зрения, чтобы узнать (модель трех вопросов).
3 файл. Создание проблемной ситуации - мотивация детей к деятельности.
Публикация «Развитие познавательной инициативы у старших дошкольников в проектной деятельности» размещена в разделах
Проблемный вопрос: Что первым появилось на Земле – растения или животные? Вопрос: растения относятся к живой природе или к неживой? - вызвал растерянность детей. (пришлось выяснять, логически рассуждая, доказывая свою точку зрения; сделали выводы: 1. растения питаются, пьют, растут, размножаются, умирают - значит живые; 2. растениям нужна для жизни вода и свет, а животным нужны для пищи растения или другие животные – составили схему эволюции).
4 файл. Модель возникновения жизни на земле (эволюции).
5 файл. Планирование деятельность детей в центрах активности
Что мы можем сделать в творческой деятельности, в центре математики, грамматики и т. д., чтобы лучше узнать о? Все идеи детей записываем, обязательно указывая имя ребенка. Свои (идеи воспитателя) также записываем, но другим цветом.
Двигательную деятельность отдельно мы не выделяли - подвижные игры входят в игровую деятельность.
6 файл. На примере одного ребенка (Яромир).
7 файл. Составляя дневной цикл «План – дело – анализ» опираемся на составленный план деятельности по проекту.
Ежедневный утренний сбор – уточнение дел на день, внесение изменений в план, беседа о проблемах, которые помогают или мешают проекту, обдумывание вместе с детьми деталей дела и т. д.
8 файл. Совместная и самостоятельная со взрослыми и сверстниками свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия в общей теме. (Василина)
Это обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности :
- влияние на выбор темы проекта, формы работы в рамках проекта;
- самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности;
- роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;
- реализацию своих интересы, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности самостоятельно принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
9 файл. В рамках общей темы ребенок может работать над своим индивидуальным проектом. (Лиза Я., Андрей С.)
10 файл. Проведение развивающих занятий (познавательных, продуктивных) с целью формирования мотивированной, целесообразной деятельности ребенка (умение определять собственные цели, брать на себя инициативу, разрабатывать и выполнять планы, распределять обязанности, предусматривать последствия выбора). Суть развивающего занятия в развитии самостоятельной деятельности по собственной инициативе ребенка, умении доопределять и переопределять задания, идущие от взрослого.
Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т. п., конфликтом, не решаемым самими ребятами или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.
11 файл. Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное (примерно 10 минут) вечером – предъявление индивидуальных достижений и общих результатов работы по проекту (демонстрация продуктов деятельности).
Задачи итогового сбора - предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта).
Матвей предложил отмечать красными кружочками выполненные дела (Фиксируют результаты планирования).
Еще одна, не менее значимая задача состоит в том, чтобы пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в том, что они так же могут быть успешными.