Надежда Вербина
Развитие творческого воображения в речевой деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная педагогика ставит своей целью воспитание ребёнка- дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей.
Ребёнок рождается не творцом. Его способность сочинять. Придумывать основывается на воображении, т. е. «создании новых образов на материале прошлых восприятий» (Б. М. Теплов)
Модель воображения.
ОБЪЕКТ --- ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПРИЗНАКА ИЛИ ЕГО ЗНАЧЕНИЯ---НОВЫЙ ОБЪЕКТ
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
По мнению психологов (Л. С. Выготский, О. Дьяченко,В. Кудрявцев и др.) творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и мышления. Без союза воображения и мышления невозможна ни одна творческая деятельность. Д. Родари считал, что «прежде чем научить ребёнка думать, надо научить ребёнка придумывать».
Основные характеристики воображения (по О. Дьяченко);
1. Произвольность (активность).Благодаря этой характеристике творческая деятельность доводится до конца.
2. Воображение бывает воосоздающее (представление образа по описанию) и творческое (создаются новые образы, требующие отбора в соответствии с замыслом).
3. Уровни творческого воображения :
- представление того, что было в опыте.
- представление того, что не было в опыте, но есть об этом информация.
- представление того, чего не было в опыте и информации об этом очень мало.
4. Вариативность и подробности воображаемого объекта.
5. Оригинальность
6. Толерантность, т. е принятие творческого продукта созданного другим.
Воображение, как известно, является возрастным психологическим новообразование в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст- это ещё и сенситивный период для развития речи. Поэтому именно в дошкольном возрасте так важно развивать творческие способности в речевой деятельности.
Известен феномен, когда развитие какой-либо одной творческой способности положительно сказывается на овладении другой. Примерами является творчество А. С. Грибоедов (композито,дипломат,А. С. Пушкин (рисовал, М. Ю. Лермонтов,В. Шекспир (актер) и другие.
Это позволяет предположить, что развитие творческих способностей в речевой деятельности повлечёт творческие проявления и в других видах деятельности. Я убедилась на практике,что союзником педагога в этой работе должна быть игра и сказка- неизменные спутники детства. По мнению Кравцовой, ребёнок должен «наиграться, нафантазироваться в раннем детстве, чтобы потом легко, без проблем обучаться в школе».
Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить. Это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка. Сказка – это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому,созидательному преобразованию.
Я убедилась, что со сказками можно играть, экспериментировать, сохраняя при этом ощущение красоты родной речи.
Посещая семинар по ТРИЗ, изучив литературу:
1. С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук,Н. Н. Хоменко «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников».
2. Д. Родари «Почему? Отчего? Зачем?»
3. О. А. Белобрынина «Речь и общение»
Я выделила два направления в работе:
1. ОБУЧЕНИЕ ТИПОВЫМ ПРИЕМАМ ФАНТАЗИРОВАНИЯ.
Исследования Н. Я. Михайленко и др. психологов показали, что, овладев способами деятельности, ребёнок чувствует себя свободнее и независимее в своих творческих проявлениях.
Передо мной стояли задачи:
-Познакомить с ТПФ: УВЕЛИЧЕНИЯ-УМЕНЬШЕНИЯ,ОЖИВЛЕНИЯ- ОКАМЕНЕНИЯ, ДРОБЛЕНИЯ-ОБЪЕДИНЕНИЯ, с «ЗЕРКАЛОМ ВРЕМЕНИ», «ВОЛШЕБНИКОМ НАОБОРОТ» и упражнять в преобразовании объектов по признакам увеличения-уменьшения, оживления- окаменения, дробления- объединения, противопоставления.
-Закрепить способы работы ТПФ с помощью художественной литературы.
2. ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ СВЯЗНЫХ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ.
Здесь я наметила решение таких задач:
-Учить отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения
-Учить заканчивать текст недочитанной сказки, 3-5 предложениями повторять текст
сказки
-Учить изображать героев с помощью движений, мимики, интонации, побуждать
придумывать монологи изображаемых героев
-Учить понимать схематическое изображение героев сказки и их действий, побуждать
рассказывать сказку по схемам, составленным воспитателем вместе с детьми.
За основу я взяла три сказки, рекомендованной программой О. Ушаковой по развитию речи : «Репка», «Теремок», «Колобок».
Использовались разные формы организации детей:
ЗАНЯТИЯ
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С каждой сказкой работали по такому алгоритму:
1 ЭТАП знакомство со сказкой, выкладывание сюжета из кубиков, картинок, рассказывание с элементами драматизации
2ЭТАП рассказывание сказки с использованием предметов-заместителей, игры –сочинялки
3 ЭТАП сочинение новых сюжетов с использованием ТПФ. Продуктивная деятельность.
Я использовала не только ТПФ, но и методы развития воображения. Описанные в книге С. В. Лелюх,Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко
1. КРУГИ ЛУЛЛИЯ. Цель: уточнить знания и развивать вариативность воображаемых образов.
Пример использования: Игра «Подарки» 1круг-герои сказки «Колобок», 2круг- продукты питания. Цель: закрепить названия и способ употребления. Придумать, как Колобок будет угощать зверей тем или иным продуктом.
2. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Цель:формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику.
Пример использования: «Волшебная дорожка»(«Репка») с 1м героем и 2мя-3мя горизонтальных показателями (изменение цвета, формы, величины) и фантазируем на основе изменённых признаков.
3. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ. Цель:учить наделять предмет не типичными признаками.
Может ли быть «колобок мохнатым»?
Может ли быть «ушастая репка»?
4. ЭМПАТИЯ. Цель: учить себя уподоблять с кем –либо, или чем-либо,учить сопереживать объекту в этом состоянии.
Предложить детям показать, как обрадовался дед (внучка,бабка и т. д, когда вытащили репку; как огорчились звери, когда медведь разрушил теремок.
Всё придуманное стараемся отразить в продуктивной деятельности :
Лепили великана колобка и колобка-кроху.
Собирали из частей целую картинку с изображением героя сказки.
Лепили из частей-«колбасок»- теремок
Выполняли коллективную аппликацию «Паровозик времени»
Интересные игры для работы с детьми я брала из пособия Филькенштейна.
Игра «Сочинялки»(на примере «Репка»)
Знакомство:
Для игры понадобятся семь кубиков с изображениями героев сказки.
Выясним, из каких сказок пришли кубики-герои
-Что это?
-Репка.
-Кто это?
-Дедка и т. д.
Рассказываем сказку, делая небольшие паузы и задавая детям вопросы, чтобы они могли присоединиться к рассказу. (Что посадил Дед? Репку. Кого позвал Дед? Бабку). Рассказывая, выкладываем сказку, соединяя кубики.
Продолжаем игру с детьми, заменив кубики с изображением героя (мышки) предметом заместителем: кусочком меха или пустым кубиком из набора.
«Винегрет из сказок»-появление героев из других сказок.
-составляем кубики по сюжету сказки, а один из кубиков поворачиваем другой гранью. Например: в сказке про Репку появилась Баба –Яга….Как будет она взаимодействовать с остальными героями сказки. Как изменится сказочный сюжет.
-появление в сказке нового предмета (используем предметный кубик) - например: в сказке Репка появляется пожарная машина.
Нравится детям игра «Изменим рост» (приём Увеличения или Уменьшения).
В «Сочинялке» описаны такие игры как:
«Снежный ком, что потом»
«А если бы не…»
«Приглашаем на День рождения».
Создавая предметно- развивающую среду в группе, мы учитывали особенности детей: возраст, уровень развития детей, интересы, половой состав, личностные особенности. В группе оборудован речевой центр с книжным уголком, пособиями и играми по развитию речи и воображению. Игры и пособия многофункциональны, комбинаторны и вариативны. Так блоки Дьениша используются не только для закрепления математических представлений, но и как заместители при обыгрывании сказочных сюжетов: например квадрат –бабка, треугольник –дед, прямоугольник- Жучка и т. д.
Чтобы содержание образования опережало развитие примерно на 15% материала в группе предназначено для детей более старшего.
В книжном уголке есть книжки-малышки выпущенные издательством «Почемучки-ПРСС». Это работы наших выпускников. Малыши с удовольствием рассматривают их и просят почитать. У них даже есть любимые «авторы».
Маша Скачкова, сейчас ученица 2го класса, сделала для наших ребят схему-памятку о бережном отношении к книгам.
Такую преемственную связь считаю очень важной, т. к. дети с большим удовольствием и гораздо легче воспринимают информацию, идущую от другого ребёнка.
Не все родители наших воспитанников понимают важность творческого развития ребёнка. Чаще они стараются загрузить его память и учить по показу, по образцу.
Мы даем информацию на собраниях, консультациях о значении развития творческих способностей, знакомим с приёмами творческой педагогики, т. к. понимаем, что без взаимодействия с семьёй невозможно добиться положительных результатов в развитии детей.
Стараюсь начать общение с родителями с трансляции им положительного образа ребёнка. В результате появляется основа для доверительно-делового контакта с ними, при котором подчёркиваю положительные черты личности ребенка, появившиеся в ходе игры, коллективной деятельности, рассказываю о его достижениях, интересных идеях. Одной из эффективных форм сотрудничества считаю- творческие домашние задания, которые выполняются чаще всего всей семьёй. Соавторство приветствуется. Так, например: дети с родителями сочиняли и записывали загадки, коротенькие сказки. Рисование иллюстраций к сказкам является подготовкой к изотворчеству. Минуты сотворчества, по словам родителей, сближают, и приносят удовлетворение.
Планирую продолжать начатую работу.
Надеюсь, что результатом нашей работы будет то, что наши воспитанники вырастут творческими, самостоятельными личностями, будут бережно относиться к родному языку, понимать его красоту и гордится его богатством.