ольга петрова
Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Выдвижение на первый план цели развития личности находят отражение в государственных документах: Закон Российской Федерации «Об образовании», Приоритетный национальный проект «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа». В них отражена концепция воспитания и обучения детей, заложен принцип всестороннего развития личности ребенка.
Публикация «Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Сегодня делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Многообразие видов дошкольных образовательных учреждений, вариативность в использовании программ и педагогических технологий, открывает большие возможности перед работниками сферы дошкольного образования, родителями и воспитанниками. Ведь так важно раскрыть ребенка, создать необходимые для этого условия, подобрать нужные методы и приемы для плодотворной работы по формированию гармоничной личности во всем многообразии ее проявления.
Говоря в целом о творческом развитии детей, необходимо выделить факторы, влияющие на это развитие. Давно известно, что для музыкального творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.
Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким музыкальным творческим потенциалом. Необходимо подобрать соответствующие методы обучения, чтобы дошкольники, не теряя своеобразия творчества, могли раскрыться. Творческая активность проявляется в творческой деятельности.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития музыкальных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей музыкальной творческой деятельности.
Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Для реализации творческой деятельности в рамках программы необходим творческий подход, потребность обращения, кроме основной программы, к другим методическим наработкам. Так, например, использовать в своей работе парциальную программу О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры", программу А. И. Бурениной "Ритмическая мозаика", "Топ, Хлоп, малыши" (Т. Н. Сауко, А. И. Буренина, "Волшебный мир театра" С. И. Мерзляковой, "Театрализованная деятельность в детском саду" Э. Г. Чуриловой. Это дает возможность строить свое общение с детьми в нетрадиционной форме, интересно, познавательно и увлекательно.
В дошкольном учреждении следует создать эмоционально насыщенную атмосферу в процессе обучения — содержание занятий и других форм наполняются сказочными и игровыми сюжетами и персонажами, собственными импровизациями, фронтальные формы сочетаются с подгрупповыми и индивидуальными формами работы с детьми. Это позволяет решать задачи развития креативности детей. Дети учатся мыслить нестандартно, оригинально, творчески. Развитие творческого потенциала ребенка происходит в процессе педагогической деятельности на музыкальных занятиях, в кружковой работе.
Например, во время слушания классических произведений дети неожиданно для себя слышат голос кукушки ("Кукушка" А. Аренского, "Кукушка в чаще леса" К. Сен - Санса, журчание и переливы воды ("Аквариум" К. Сен - Санса, понимают, а вероятнее всего чувствуют, что музыка как и человек могут быть разного настроения ("Слеза" М. Мусоргского, "Шутка" И. -С. Баха). Все это позволяет раскрыть детям специфику музыкального языка, связи ее с жизнью, способствует поддержанию интереса к музыке.
Вместе с детьми определяется характер музыкального произведения, его настроение, пытаемся цветом отобразить его на листе бумаги.
В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в «Детском альбоме» П. И. Чайковского! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Слушая эти произведения, дети отмечают, что они очень ласковые, мечтательные.
В «Альбоме для юношества» Р. Шумана детям нравятся и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживляет фантазию и воображение любого слушателя. Процесс прослушивания произведений происходит живо, на высоком эмоциональном подъеме. Дети становятся скакунами, заботливо качают куклу. Все это близко к детскому миру игрушек, поэтому понятно и интересно.
Для развития у детей навыков восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение, характер музыкальных произведений) используются музыкально - дидактические игры ("Грустно – весело", "Угадай-ка" и. др.).
Подготовку спектакля строится по следующей примерной схеме:
готовится сценарий, намечается музыкальные номера;
читается сказку-сценарий, обсуждается его, выбирается, кто кем хотел бы быть;
рисование персонажей сказки, эскизы предполагаемых костюмов, декораций, лепка сказки, как бы моделируя спектакль в пластилине;
слушается музыки и выбираются определенные фрагменты для разных сцен спектакля (фонограмму предоставляет педагог сам, при необходимости подбираются шумовые инструменты;
по возможности создаются необходимые костюмы или элементы костюмов, делаются декорации, украшаются помещение, где будет действие, готовятся подарки гостям;
репетиция.