Анаит Абрамян
Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию воспитателя
Абрамян Анаит Владимировны
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ»
2023г
Актуальность темы.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Василий Александрович Сухомлинский.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового. Поэтому основной показатель творчества – новизна его результата, которая носит объективный характер, поскольку создаётся то, что раньше не существовало. Развитие детского творчества является актуальной темой современной педагогики и психологии. Сегодня это связано с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни, с художественно - эстетическим и трудовым воспитанием, которое способствует достижению положительных изменений в жизни общества.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений, бросового материала, шпагата, фоамирана, фетра и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей с ограниченными возможностями. Изготовление поделок способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера, формированию его волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Во время творческой деятельности у детей появляются положительные эмоции, что является важным стимулом воспитания трудолюбия.
Цели:
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- расширять представление о многообразии видов рукоделия и техник их выполнения;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с современными видами рукоделия;
- формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- воспитывать эстетический вкус и чувство гармонии.
В течение года:
№
п/п Название
мероприятия Дата
1. Изучила методическую литературу, передовой педагогический опыта (ресурсы интернета)
1. Богатеева Зумера Абдуловна
«Чудесные поделки из бумаги».
2. Гульянц Эвелина Карповна «Что можно сделать из бумаги»;
«Что можно сделать из природного материала».
Э. К. Гульянц, И. Я. Базик. – М. : Просвещение, 1983.
3. Закржевская, Е. Д. 110 увлекательных поделок из пуговиц /Е. Д. Закржевская, С.
4. Казакова, Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. Т. Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985.
5. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд Л. В. Куцакова. – М. : Просвещение, 2005.
6. Куцакова, Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд. Пособие для воспитателя детей и родителей. - М. : Мозаика –Синтез, 2007
7.https://www.liveinternet.ru/users/basiuk54/post374669819
9. https://hopomo.ru/podelki-iz-foamirana?ysclid=lpyzduvq8v128961315
10. https://kanzashi.club/podelki/podelki-iz-dzhuta.html?ysclid=lpyzfmwmt9300045643
11. https://vsepodelki.guru/podelki-iz-shpagata/?ysclid=lpyzgfothb417773018
в течение года
2. Посещала открытые занятия воспитателей, мероприятия коллег, участвовала в работе МО. в течение года
3. Освоила и применила в организации досуговой деятельности с детьми способы изготовления поделок : в технике - киригами, торцевание. оригами, фоамерана, фетра, бисера, папье -маше, вытынанка; поделок из бросового материала – пазлы, баночки, нитки, камешки, ракушки и т д. в течение года
4. Оформила газеты, выставки детских работ «Вот что мы умеем» : «День защитника Отечества», «8 Марта», «Пасха», «День космонавтики», «Мы помним, мы гордимся», «День Семьи», «День защиты детей», «День прав ребёнка», «Декада инвалидов», «Новый год. Рождество». в течение года
5. Подготовила и провела консультации для воспитателей на тему: «Современные виды рукоделия, творческий подход». в течение года
6. Разработала памятки «Правила и приёмы работы с инструментами и материалами». в течение года
7. Мастер – классы для детей и родителей.
Месте с детьми приготовили сувениры и участвовали в Фестивале - ярмарке: «В фокусе семья»
в течение года
8. Участвовала в различных вебинарах:
Директ - Академия
1.«Методы разрешения конфликтов в образовательном пространстве»;
2.«Нетрадиционные техники рисования с детьми разных возрастных групп»;
3.«Одарённый ребёнок в современном мире»;
4 «Работа над тревожностью с помощью арт - терапии»;
5. «Эффективные техники бесконфликтного общения».
6. «Организация и сопровождение педагогической и коррекционной составляющей в образовании для лиц с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации» в течение года
9. Публиковала статьи «День Победы», «Всемирный день ребёнка», «Декада инвалидов» на сайте Минсоцразвития и Центра «Журавлики». в течение года
10. Подготовила и провела консультации для родителей: «Учимся общаться с ребёнком», «Родителям на заметку»; разработала памятки: «Развитие, как средство развития речи детей», «Как преодолеть трудности подросткового возраста»; «Понимаю и развиваю»; буклеты «Пальчиковые игры», «Средства развития мелкой моторики».
в течение года
11. Участвовала с детьми в различных конкурсах: во Всероссийском конкурсе «Мамин день календаря» (Диплом, 1 место, в Международных конкурсах «Творческий поиск» в номинации «Декоративно - прикладное творчество» (Диплом, 1 место, «Осеннее творчество» (Диплом, 1 место, «Сказочная страна»(Диплом, 1 место).
Как педагог так же участвовала в Международном конкурсе «Творческие работы педагогов» (Диплом, 1место). в течение года
12. Прошла курсы повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72ч).
Декабрь
Провожу диагностику творческих способностей детей в начале и в конце заезда, а по окончанию года подвожу итог:
Уровень Начало года Конец года
Количество детей % Количество детей %
Высокий 29 9,9 170 58,5
Средний 95
32,6 88 30,2
Низкий 167 57,5 33 11,3
Общее количество детей за год : 291чел.
Для развитие творческих способностей у детей с ОВЗ были использованы следующие игры:
Пальчиковая гимнастика;
Игры в “сухом бассейне” (наполненном фасолью; горохом);
лепка из пластилина;
игры с кинетическим песком;
игры с природным материалом;
игры с кубиками, конструкторами;
нахождение заданных предметов;
угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Совместная деятельность воспитателя с родителями;
-Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
Словесные;
Наглядные;
практические.
Подводя итоги работы, направленной на развитие творческих способностей детей, можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.
План на следующий год:
Продолжить работу по самообразованию над темой «Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ»;
Принять участие в методических мероприятиях;
Принять участие в мероприятиях города, Центра;
Принять участие во всероссийских конкурсах по интернету;
Распространять опыт работы через СМИ;
Повышать уровень квалификации.