Ирина Куликова
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по лепке
▼ Скачать + Заказать документы
«Творчество существует не только там, где оно создаёт великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, изменяет и создаёт что – либо новое».
Л. С. Выгодский.
Н. Б. Халезова подчеркивает: «Создание ребенком даже самых простых скульптур — творческий процесс. Так шарообразный комок глины маленькому ребенку представляется мячом, апельсином, яблоком, а согнутый до соединения концов столбик — кольцом, браслетом, баранкой и т. д».
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на занятиях по лепке» размещена в разделах
Лека имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитий ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, творческие способности детей.
В настоящее время развитие творчества у детей является актуальной проблемой. И мы должны воспитывать в детях пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию. Термин «детское творчество» в настоящее время применяется к старшим дошкольникам : что касается детей 2-5 лет, то в процессе лепки при соответствующем педагогическом руководстве у них тоже возникают поиски элементов изобразительности создаваемого образа, что позволяет определить круг задач, ведущих к развитию творческих способностей и для данного возраста. Таким образом, задачи развития детского творчества основаны на возрастных особенностях дошкольника, в каждой возрастной группе эти задачи конкретизируются по- разному.
Детская творческая деятельность имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Дошкольник, в процессе лепки идёт от замысла, который основан на его опыте и включает в себя возникновение темы, поиски средств её выражения. Наблюдения за лепкой дошкольников говорят о том, что их замыслы возникают в связи с заданием педагога, или под воздействием какого-то материала, образа. Следовательно, развитием детского творчества является возникновение замысла. Чтобы подвести дошкольника к самостоятельному замыслу, воспитатель должен знать возможности развития познавательного воображения и руководить ребёнком, направляя его к планомерной творческой работе, дать возможность детям отбирать приёмы как изобразительного, так и технического характера.
Творческое воображение ребёнка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопатка и др., а также в решении различных композиций.
Говоря о процессе формирования воображения в дошкольном возрасте, нельзя не говорить об эмоциональной стороне, которая влияет на возникновение образов в сознании ребенка. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат. У них складывается определенное доброжелательное или отрицательное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный подъем влияет и на результат изобразительной деятельности детей. Под влиянием своих чувств они наделяют образ теми выразительными чертами, которые помогают окружающим понять отношение ребенка к образу, а в некоторых случаях и содержание изображаемого.
В связи с тем, развитие творчества, умение детей свободно задумывать тему и решать её зависят от того, насколько они владеют техникой лепки, на эту сторону следует обратить большое внимание. На каждом занятии, наряду с заданиями творческого характера, ставятся задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и творческих приёмов знает ребёнок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка. Таким образом, воспитатель, должен создать такую обстановку, отобрать такие обучающие приёмы и творческие задания, которые дадут детям возможность овладеть комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для создания образа в лепке. Основными методами и приемами обучения дошкольников являются :
- практические методы (упражнения и экспериментирование);
- наглядные методы и приемы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов действия и приемов лепки);
- словесные методы и приемы (рассказ, беседа, инструктаж, объяснения, разъяснения, чтение художественной литературы и т. д.);
- игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры, игровые приемы (внезапное появление объектов и игрушек, создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений и др.).
Все эти методы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Наряду со всем выше сказанным, творческое воображение развивается, тогда, когда есть свобода деятельности, свобода в выборе самой деятельности, свобода в формах ее реализации, в возможности творчества — именно такие условия должны предоставляться в дошкольных образовательных учреждениях на современном этапе. И только в тех случаях, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты в старшем возрасте.
Обучение, организованное воспитателем, должно подвести детей к самостоятельному использованию всего того, что они усвоили в процессе занятий по лепке. Кроме того, оно должно проводиться в системе, чтобы обеспечить планомерное усвоение знаний. Задания творческого характера должны быть разнообразными и находиться в определённом соотношениями с задачами обучения.
Поэтому, руководство изобразительной деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знания его специфики, умения тонко, тактично, поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками и умениями и развитию творческого потенциала дошкольника.