Юлия Ковалева
Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста»
Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей ранней и младшей группы в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме.
2. Изучить процесс развития творческих способностей.
Публикация «Развитие творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.
Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста в творческом развитии использовать изодеятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.
Выступление на педагогическом совете на тему: «Развитие детского творчества у детей раннего и младшего дошкольного возраста».
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.
Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.
В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными изобразительными возможностями.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков.
Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы.
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— тестом и пластилином.
Основное место на занятиях лепкой занимает тесто, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана).
Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.
В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.
В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.
Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые изобразительные навыки.
Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение. Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца, форму его частей, мысленно примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части, добавлять детали, если требуется — применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые темы являются общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами — умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом.
Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?
Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа (зайчика, клоуна и т. д.) и побуждаем им помочь. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после утвердительного ответа продолжаем занятие.
Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.
I этап. В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания сказки.
II этап. Познавательный:
1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.
2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции, предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит детей в состояние творческого подъема и желания творить.
III этап. Завершающий.
По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии при рассматривании готовых работ. Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние. Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он своим творчеством, своей работой.
Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению материала и развитию творчества.
II.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику:
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Создание необходимой обстановки для проведения занятий
Обстановка обязательно должна учитывать особенности ребенка. Желательно, чтобы помещение, в котором происходят занятия, было одним и тем же, тогда ребенок может привыкнуть к нему и чувствовать себя в безопасности. Некоторым детям трудно концентрировать внимание, для них важно, чтобы в комнате было мало отвлекающих факторов и предметов. Ребенок может даже отвлечься ящиками стола, которые он будет выдвигать и задвигать вместо того, чтобы рисовать. Такого ребенка придется посадить за парту, а не за стол. Некоторых детей хорошо разместить лицом к стене, чтобы они не отвлекались, и ни в коем случае не лицом к двери или к окну. Есть, наоборот, тревожные дети, которые неизменно будут находиться в напряжении и не смогут рисовать, если их посадить спиной к двери или так, что слегка повернувшись, они не смогут увидеть входящего человека. Соответственно столы и их местоположение в комнате для занятий должны отвечать всем этим требованиям.
Тесный эмоциональный контакт с педагогом
Такой контакт служит необходимым условием для самовыражения ребенка. Заинтересованность педагога в контакте вызывает ребенка не только на общение, но и на участие в деятельности. Чем труднее для ребенка участие в деятельности, тем большая роль отводится эмоциональному контакту.
Различные формы совместной деятельности с родителем и с педагогом
Условия для творческого самовыражения ребенка также могут создавать:
– индивидуальная работа родителя или педагога с ребенком. Это основная и наиболее часто повторяющаяся работа, которая позволяет максимально учитывать особенности ребенка и его возможности, установить с ребенком глубокий контакт и взаимодействие. Индивидуальная работа педагога с ребенком проводится обязательно до введения ребенка в группу сверстников и начала работы в группе;
– работа двух детей в паре при участии педагога. Эта форма работы используется, когда у детей есть возможность взаимодействия друг с другом, они готовы замечать деятельность друг друга и воспринимать ее результаты. Она приемлема, если дети подходят друг другу, дополняют один другого, совпадает темп их деятельности, возможности в концентрации внимания. Или когда один стимулирует другого, поскольку более умелый и быстрый. Она востребована при условии, что дети могут получить полезный опыт через восприятие деятельности другого ребенка и взаимодействовать в процессе этой деятельности;
– коллективная, совместная, работа под руководством педагога над одним общим заданием. Такая форма работы позволяет развивать коммуникацию детей между собой, чувство общности, понимание зависимости друг от друга, чувство взаимопомощи. Она возможна в том случае, если в группе основная часть детей достаточно самостоятельна и владеет навыками работы с изобразительным материалом;
– работа в группе, предполагающая общую для всех детей задачу, которую каждый решает в той мере, в какой может на своем индивидуальном рабочем месте одновременно со всеми. Такая работа требует наличия у ребенка навыков изобразительной деятельности и пребывания в группе: подчинение общим правилам, сидение за столом, умение слышать и понимать педагога. Работа в группе особенно важна при подготовке ребенка к школе.
Применение названных форм работы невозможно без установления педагогом тесного эмоционального контакта с каждым из детей. При этом индивидуальная работа остается основной. Все иные формы ее дополняют и сочетаются с ней, в зависимости от поставленных задач и потребностей ребенка.
Положительные задатки ребенка, особенности его темперамента
Эти факторы обязательно учитываются педагогом в процессе творчества. Например, у активного ребенка творческий процесс происходит интенсивно, он быстро входит в работу, быстро ее заканчивает, быстро переключается на другую деятельность. Поэтому для него нужно приготовить все материалы заранее, вовремя предложить тему, иначе его внимание переключится на что-нибудь другое, интерес может иссякнуть. Ребенок медлительный, наоборот, нуждается в большом количестве времени, в возможности более скрупулезной работы. Активного и быстрого ребенка хорошо загружать различными сопутствующими изобразительной деятельности поручениями, в которых он может быть успешен. Ребенку, который любит наводить порядок, можно поручить закрывать баночки с краской и расставлять их по местам. Многие дети с большим удовольствием вытирают мокрой тряпкой испачканную краской столешницу. Все это, сопровождая основную деятельность, создает дополнительный положительный настрой, повышает мотивацию.
Есть дети, которые быстро истощаются. С ними важно закончить работу до того, как они устали. Есть дети с ограничениями зрения, с ними нужно, соответственно, рисовать вблизи, или, наоборот, на расстоянии вытянутой руки, и изображение должно быть крупным. Если у ребенка ограничено левое поле зрения, то педагогу, в качестве стимуляции, следует подходить к ребенку с левой стороны, с той же стороны располагать краски, банку с водой для мытья кисточки. Но если ребенок очень устает от этого, ослабляется внимание, исчезает мотивация к деятельности, банку и краски можно незаметно переставить на правую сторону. При парезе одной из рук следует умеренно нагружать больную руку, побуждая ребенка (раскрась правой рукой изображение в правом углу, возьми краску, которая находится рядом с больной рукой, и пр.) к действиям этой рукой.
«Следование» за ребенком, использование его мотивации, учет его возможностей и ограничений, использование его положительных задатков и особенностей темперамента позволяют создать оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка с особым развитием.
Использование широкого спектра изобразительных средств, различных материалов, приемов работы для творческого самовыражения ребенка
Это может быть бумага разных форматов, фактур, цветов, картон, газета и пр. ; кисти различной конфигурации (плоские, круглые, из разного материала (щетина, белка, синтетика, разного размера; мелки, пастель, цветные карандаши, акварель и гуашь, пластилин, глина, тесто, крупы, пуговицы, бисер, природные материалы (шишки, желуди, листья, веточки) и пр. Мы постепенно обучаем ребенка использовать различные материалы и применять разные способы изображения (акварель по мокрой бумаге, краска поверх восковых мелков, отпечатки руки и других предметов, рисование краской на стекле, кафеле и др.)
Использование разных материалов и техник всегда соотносится с особенностями ребенка, отвечает его возможностям и соответствует характеру изображаемого образа.
Например, брезгливому ребенку будет трудно лепить, особенно из мокрой глины и теста, рисовать руками. Не всегда ребенок может рисовать красками (нет координации движений, не может удержать в руке кисточку, не попадает кисточкой в банку с водой). Есть дети, которым нельзя дать баночки с гуашью, иначе они их целиком используют за один раз, перемажутся сами и перемажут все вокруг, при этом не создадут никакой картины. Им лучше дать мелки или сухую акварель. Есть дети, которые пьют воду для мытья кистей или тянут все в рот. В этом случае нужно использовать естественные материалы, которые не могут повредить их здоровью.
Педагог учитывает возможности каждого материала и техники применительно к изображаемому. Например, зиму красиво рисовать белой гуашью по цветной и черной бумаге, зимние композиции хорошо создавать в технике «тесто на картоне», море и аквариум замечательно получаются в технике «акварель по мокрому», или «пластилин на картоне» с использованием живых ракушек, камушков и пр.
Наличие образца творческого поведения и создание условий для подражания ему
Таким образцом для ребенка является педагог, но это может быть и другой ребенок. Полезны и доступные пониманию ребенка рассказы о какой-либо личности (художнике или просто человеке, чье поведение можно назвать творческим).
Ребенок с особенностями развития часто не может самостоятельно перенять творческое поведение и нуждается в обучении этому. Обучение включает в себя объяснение, демонстрацию с последующим закреплением сначала в совместном действии с ребенком, а потом и в самостоятельном действии. Обучая ребенка подражанию, педагог может сказать ему: «Сегодня ты будешь настоящий художник, сам выберешь краску и нарисуешь ею» или «Сегодня ты будешь придумывать, как это делают все художники» и т. п. При этом ребенок должен сам выбрать цвет или придумать тему, или закрасить лист и т. п.
В процессе деятельности особый ребенок всегда нуждается в эмоциональном подкреплении, в поддержании мотивации, в условиях, созданных специально для него.
Увеличение самостоятельных действий ребенка
Самостоятельность ребенка предполагает совершение пусть небольшого, несложного, но выбора (темы, средств и др.)• Ребенка с особенностями развития необходимо обучать такому выбору, постепенно расширяя круг его самостоятельных проявлений.
Педагог может попросить ребенка самостоятельно нарисовать дерево, закрасить изображение, убрать со стола, помыть банку и кисточки и т. п. Если ребенок медлит, педагогу необходимо проявить терпение, продолжая стимулировать и направлять его: «Сделай это, как ты сам знаешь. Ты же знаешь, как включить воду. Попробуй, и у тебя получится». Если ребенок вернулся, держит банку и кисти и не знает, куда их убрать, следует подождать, когда он попросит о помощи, или же поощрить его к этому: «Ты хочешь что-то спросить? Я тебя слушаю». Если же ребенок помыл и бросил все предметы в ванной комнате, следует напомнить ему, что он не доделал то, о чем его просили.
Педагог не должен «забегать» вперед, совершая действие за ребенка, излишне опекая его, и обязательно должен хвалить ребенка.
Поощряя самостоятельность ребенка, очень полезно еще раз перечислить вслух поэтапно все, что он выполнил: «Ты сам взял маленькую кисточку и очень аккуратно закрасил домик, крышу одним цветом, а стену – другим. Какой ты молодец!»
Увеличение самостоятельных действий особого ребенка расширяет круг его возможностей и необходимо для его творческого самовыражения.
Формирование среды, в которой может быть востребовано творческое самовыражение ребенка
Результаты любых видов творчества, доступных ребенку с особенностями развития (участие в спектаклях и музыкальных праздниках, изготовление декораций, создание картин, открыток, керамических изделий, поделок из природных материалов и пр., практически бессмысленны, если не имеют отклика у людей и им не находится места в окружающей ребенка жизни.
Поэтому столь важно формирование среды, в которой будет востребовано такое творчество. Среда эта включает, прежде всего, тех, кто оказывает на ребенка основное влияние, – его семью и близкое окружение. Необходимо обучать родителей совместному с ребенком творчеству и правильному отношению к ребенку в процессе этого творчества. Требования родителей должны быть адекватны реальным возможностям ребенка. Родителям надо научиться и бережной оценке результатов детского труда, даже если они и не очень значительны, пониманию того, что у ребенка есть потенциальные возможности, которые никогда не проявляются сразу.
В процессе коррекционных и развивающих занятий необходимо поддерживать и стимулировать творческие проявления ребенка, развитие его самостоятельности, заниматься с ребенком продуктивной деятельностью, способствующей его самовыражению и дающей красивый и достойный результат.
Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям.