Виктория Гриценко
Развитие творческих способностей по системе Карла Орфа
▼ Скачать + Заказать документы
Существует множество приемов, педагогических наработок и просто прекрасных идей для того, чтобы познакомить ребенка с миром музыки.
Дмитрий Кабалевский, Золтан Кодай, Карл Орф, Шиничи Судзуки – имена выдающихся музыкантов, живущих в разное время в разных точках мира. Но все они внесли огромный вклад в систему музыкального образования и во многом трансформировали ее. Благодаря педагогам-новаторам обучение музыке перестало быть привилегией лишь «избранных» и «одаренных», теперь оно стало доступно всем.
Публикация «Развитие творческих способностей по системе Карла Орфа» размещена в разделах
В своей педагогической практике как музыкальный руководитель дошкольного образовательного учреждения, и как педагог дополнительного образования более близко утверждение немецкого композитора и создателя программы музыкального обучения для детей Карла Орфа - «Каждый ребенок музыкален!».
Карл Орф — немецкий музыкант и композитор, которого искусствоведы называют баварским экспериментатором.
Основатель музыкально-педагогической школы «ШУЛЬВЕРК. Музыка для детей»
Цель: развитие творческой фантазии, в элементарном музицирования
Задача: стимулировать творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования
Карл Орф, создал такую систему музыкального воспитания, которая рассчитана не на «избранных», не на имеющих специальную подготовку, а на
всех детей.
Музыкальное воспитание, по мнению Карла Орфа, не должно ограничиваться развитием слуха, ритма, слушанием музыки, обучением пению или игре на музыкальных инструментах. Создавая свою систему детского музыкального воспитания, Карл Орф ставит в центр её активное действие: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок, -говорил К. Орф, - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь.
Методика музыкального воспитания Карла Орфа опирается на широкое использование музыкального фольклора и развитие творческой инициативы.
«Шульверк» - это пятитомное собрание пьес для хорового исполнения в сопровождении инструментов, упражнений в произношении и декламации, ритмических упражнений, театрализованных сценок, - все, что необходимо для практического музицирования. Тем более, что такие танцы и движения сопровождаются не только игрой на музыкальных инструментах, но и «звучащими жестами» - хлопками, шлепками по бёдрам, топанием ног, щелчками пальцев, цоканьем языком
В основе системы лежат
-пени
-Ритмизированная речь
- Импровизированные движения под музыку
- Игра на детских музыкальных инструментах
-Пальчиковые игры
-Театрализация
Ценность методики
-Игровая основа обучения
- Возможность сочетать с другими методиками
- Знакомство с народной и профессиональной музыкой
- Развитие способностей каждого ребенка в условиях коллективной деятельности
Задачи: -Развитие чувства ритма, слуха, тактильных ощущений
Развитие коммуникативных навыков
Развитие чувства ответственности
Воспитания умения слушать и слышать друг друга и себя
Развитие музыкальности детей, их эмоционального мира, восприятие музыки, создания слушательского образа.
Предлагаю вам познакомиться с нетрадиционной технологией музыкального развития детей старшего дошкольного возраста.
Музыкограммы – это графические схемы, отображающие музыкальное развитие в том или ином музыкальном произведении, информация о самом произведении. Это фантастический инструмент для работы с детьми, причем не только в изучении музыки вообще, но и для улучшения ловкости рук, развития зрительно-слуховой и моторной координации и многих других областей развития ребенка. Важным принципом музыкограммы является то, что музыкальное содержание никогда не должно быть представлено конкретными рисунками.
Развитие творческих способностей детей в одной области, считает К. Орф, обязательно отразится и на другой: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок – музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитие желания и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»
Практический материал
Ребенок прохлопывает свое имя.
Таня - хлоп, хлоп!
Все вместе ласковое имя шлепают по коленкам
Танечка - шлеп, шлеп, шлеп!
Вариант 2
Простукиваем остинатный ритмический рисунок с паузами где четвертные удары по коленкам на паузы щелчки и произносим (ч)
Каждый на паузы проговаривает свои имена
Потом добавляем на паузы то что мы любим кушать (каша, суп, банан и тд) простукиваем по коленям уже две восьмые и четвертная)
(данное упражнение имеет объединяющую коммуникативную функцию, закрепляет знания определенного ритмического рисунка, несет положительный эмоциональный настрой)
«Тюшки- тютюшки»
(развитие чувство ритма с помощью звучащих жестов с применением разных ритмических рефренов, задаваемых педагогом, а в последствии на следующей ступени дети освоив жесты, ритмы уже будут придумывать сами)
Тюшки – тютушки сделали
Хлопушки (хлопки)
Тюшки - тютушки сделали
Шлепушки (по коленям)
Тюшки - тютушки сделали
Бамбушки (по груди)
Тюшки - тютушки сделали
Щелкушки (щелкают пальцами)
Тюшки – тютушки
Шлепушки и хлопушки (хлопки)
Тюшки - тютушки
Щелкушки - топотушки (по коленям)
«Сорока» музыкально-ритмическая игра
Идем по кругу взявшись за руки четвертями
«Сорока, сорока
Где была далека
Кашку варила, деток кармила»
Повтор уже лицом в круг, ноги маршируют четверти на месте, ладочки читают стихотворение
Следом садимся лицом в круг с ритмическими палочками
Проговариваем стихотворение
(Игра несет развивающую музыкальную и ритмическую функцию, а так же тактильный эффект и театрализацию)