Алина Сорокина
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ семье
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок».
Конспект родительского собрания в младшей группе
«Брусничка».
Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ семье».
Подготовили и провели:
Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ семье» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Севергина Н. Н.
Сорокина А. А
2023г.
«Развитие творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник
Цель собрания: привлечение внимания родителей к ценности изобра-зительного искусства.
Задачи собрания:
1. способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества;
2. познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста.
Повестка дня:
1. У истоков большого искусства (собеседование).
2. Взаимодействие ДОУ и семьи по художественно-эстетическому
развитию детей (результаты анкетирования).
3. Нетрадиционные техники рисования.
4. Разное.
5. Обсуждение и принятие решений.
Вступительная часть:
Здравствуйте, уважаемые родители! Рады видеть вас в нашей группе. Наше собрание посвящается развитию творческих способностей детей
дошкольного возраста и средствами нетрадиционных техник рисования, а так же решим важные организационные вопросы.
1. Основная часть.
Как сказал В. А. Сухомлинский:
«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.
Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно худо-жественно-эстетического развития».
Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно - эстетиче-ского развития личности ребенка. Под художественно-эстетическим развити-ем дошкольников понимается процесс целенаправленного взращивания чув-ства прекрасного, развития способности воспринимать и ощущать красоту, как в искусстве, так и в повседневной жизни.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует разви-тию гармонической личности.
Удивительным явлением искусства – является рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные ком-позиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда.
Верными рисованию остаются только художественно одарённые дети. Но с 3-4 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно про-ходят стадии «каракулей».
Зачем и почему дети рисуют?
В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем.
Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овла-деть формами, развивает чувственно-двигательную координацию.
Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование – большая и серьёзная работа для ребенка. Даже каракули содер-жат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытым, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек.
Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом от-ношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих учёных, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга.
Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребёнка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций.
И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщённое знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению учёных, рисовать ребёнку так же необходимо, как и разговаривать.
Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической ре-чью». Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями: зрением, двигательной активностью, координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
2. Роль семьи в художественном воспитании ребёнка. (Результаты анкетирования)
Изобразительное искусство – важный аспект семейного воспитания. К нему
ребёнок впервые приобщается в семье : именно в семье начинают
формироваться его первичные художественные чувства, вкусы, эстетические взгляды.
Научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искус-стве, развивать умение и желание творить прекрасное в повседневной деятельности – обязанность не только детского сада, но и родителей.
Важным условием для реализации этой задачи являются благоприятный микроклимат в семье, уважительное отношение к художественным интересам и проявлениям ребёнка. Индивидуальный подход к ребёнку в семейных условиях может быть осуществлён в полной мере.
Детям необходимо создавать в семье благоприятные условия для эстетическо-го развития, чтобы каждый ребёнок мог приобщиться к изобразительному ис-кусству. Развивая интерес ребёнка к изобразительному искусству, следует на первых этапах не делать критические замечания. Чаще всего похвала может раскрепостить детские творческие силы и способности.
На успешное приобщение ребёнка к художественной практике влияет организация пространственно-предметной среды в квартире. Для занятий изобразительной деятельностью у ребёнка должно быть в комнате определённое, хорошо освещённое место, свет должен падать с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребёнок правильно сидел за столом, не горбился, не наклонялся очень низко, проверить, соответствует ли стол и стул росту ребёнка.
Следует беречь детские работы и учить детей бережно относиться к своим работам. Условием повышения эффективности воспитания средствами изобразительного искусства в семье, и в детском саду, является наслаждение, испытываемое детьми в процессе роботы, интерес, увлечённость. Немаловажное значение в этом имеет качество художественных материалов, которыми пользуется ребёнок для своих рисунков, поделок.
Изобразительная деятельность в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками. Первые занятия с детьми по изобразительной деятельности в семье надо начинать с рисования цветными карандашами. Взрослые должны основное внимание обратить на то, как ребёнок держит карандаш.
Совместная работа приносит детям, и родителям творческое удовлетворение, приводит к взаимопониманию.
Личный пример родителей, бабушек, дедушек и других членов семьи в значи-тельной степени влияет на потребность детей в занятии изобразительной дея-тельности.
Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребёнка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского изобразительного творчества.
Результаты анкетирования.
По вопросам, которые мы вам задавали, сделан вывод, что вы достаточно времени уделяете рисованию со своими детьми и поощряете их творчество. Но многие для рисования детям чаще дают карандаши и фломастеры, чем гуашь и краски. Соглашусь с вами, что рисуя красками, дети пачкаются и марают всё вокруг. Но не забывайте, что детям в этом возрасте необходимо рисовать красками. И совсем не страшно, если ваш ребёнок перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатами своего труда. У кого ещё нет дома красок - приобретите и рисуйте вместе со своими детьми.
3. Познакомить родителей и провести практикум по нетрадиционным изотехникам :
- рисование пальчиком;
- «печатание» обратной стороной карандаша, крышечками, ватными па-лочками и т. д.
- рисование ладошкой;
- рисование кусочками моркови, свеклы.
-рисование мятой бумагой;
-рисование мелками и акварелью.
Развивать художественный вкус ребёнка, пробуждать в нём любовь к искусству, учит его внимательно и с живым интересом всматриваться в окружающую жизнь, чувствовать и понимать её, - вот главная задача, которая не требует каких – то специальных знаний, а лишь желания, терпение и любви к своему ребёнку. Ведь все, что получает ребёнок в семье до школы, во многом определяет, каким он будет.
Семья – это будущее ребёнка, поэтому на родителя лежит огромная ответственность за воспитание своих детей. Именно в эту в эту пору закладываются основы самых разнообразных качеств и свойств личности ребёнка, его интересы и способности.
4. Памятка для родителей «Соблюдайте правила дорожного движения».
5. Обсуждение и принятие решений.
Наша встреча подошла к концу. Надеемся, что вы узнали для себя что-то новое. Предлагаем вам высказать несколько слов, о том, что дала наша встреча.
Спасибо за внимание! До свидания!