Марина Осина
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования и молодежной политики администрации г. о. г. Бор Нижегородской области МАДОУ детский сад № 4 «Полянка»
План по самообразованию
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»
Составила: воспитатель первой квалифицированной
категории Осина М. А.
г. Бор, 2021
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.
Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.
В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
Обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения.
Дает возможность экспериментировать.
Развитию тактильной чувствительности, цветоразличию.
Развитию нестандартного мышления, раскрепощенности, ндивидуальности.
Развитию мелкой моторики рук.
Развитию глазомера и зрительного восприятия.
Развитию изобразительных навыков и умений.
Развитию наблюдательности, внимания и усидчивости.
Развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Цель:
развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию.
Задачи:
Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков.
Предполагаемый результат: научить детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.
Актуальность темы:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Перспективное планирование по теме самообразования
Сентябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Осенний ковер» Печать листьями Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя листья-штампы как средство выразительности. Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.
2. «Веточка рябины» Пластилинография Развивать умения детей в технике «пластилинографии», передавать образность изображаемого предмета. Развивать мелкую моторику рук, закрепить у детей технику работы с пластилином.
Закрепить прием раскатывания пластилина для создания ягод, листьев рябины. Трафарет (с изображением ветки рябины, пластилин, доска для пластилина, салфетка, стеки.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Октябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Букет» Кляксография
с трубочками Обучать принципам работы с гуашью в новой технике с раздуванием жидкой краски. Развивать глазомер, чувства цвета и умение фантазировать. Воспитывать любознательность и желание совершенствовать художественные навыки
Укреплять здоровье (заниматься дыхательной гимнастикой) Бумага формата А 4, гуашь, палитра, кисти, трубочки для раздувания.
2. «Что созрело в огороде» Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата. Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»
Ноябрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Волшебные цветы» Рисование воздушными шарами. Познакомить с новым нетрадиционным способом изображения с помощью воздушных шаров.
Развивать умение изображать предметы округлой формы одним движением руки.
Развивать мышление, воображение, Развивать композиционное умение,
вызвать интерес к созданию образа в рисовании. Воздушные шары, образец рисунка, кисточки, гуашь, салфетки, баночки с водой, листы бумаги.
2. «Домашнее животное – собака» Различные Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка. Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Буклеты для родителей «Как развивать творчество»
Декабрь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Елочка» Техника рисования зубной щёткой как кистью. Зубная щетка – один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования, использование которого при рисовании помогает вызвать у детей интерес к творческой деятельности, экспериментам при рисовании, достичь “ситуации успеха”, т. к. хорошие результаты получатся у каждого ребенка, даже если он умеет рисовать не достаточно хорошо. Зубные щетки, листы бумаги, гуашь, банки с водой, салфетки, палитры.
2. «Зимний лес»(коллективная работа) Рисование воздушно-пузырьковой пленкой. Знакомить детей с техникой рисования.
Обучать практическим навыкам работы гуашью по пузырьковой пленке и с ее помощью.
Развивать фантазию, а так же мелкую моторику и пространственное воображение.
Закреплять умение строить композицию.
Воспитывать аккуратность. Гуашь, палитра, кисти, бумага (ватман, бумага для черчение или рисование) формата А 3
Нарезанная по формату А 3 пузырьковая пленка.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Что означают рисунки детей»
Январь
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Забавные узоры» Техника ниткография Познакомить с новой техникой изображения- ниткография. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному настроению. Развивать интерес к художественному творчеству.
Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. шерстяные нитки, альбомные листы формат А4 сложенные пополам, карандаш, акварельные краски или гуашь, кисточки, емкости с водой, мокрые тканевые салфетки для рук.
2. «Волшебный аквариум» Техника рисование на пищевой пленке Познакомить детей с техникой рисования на пищевой пленке;
Закреплять умения детей в изобразительной деятельности.
Закреплять знания о цветах.
Развивать умения эмоционально-эстетически откликаться на тему
занятия.
Воспитывать аккуратность в работе и доброжелательное отношение к сверстникам. Пищевая пленка, гуашь, кисти, банки с водой, палитры.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Февраль
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Сюрприз для папы» Печать по трафарету, рисование пальчиком Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции. Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.
2. «Разноцветные шары» Рисование мыльной пеной Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой. Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Консультация для родителей «Пластилиновая живопись»
Март
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Букет из роз для мамы» Рисование полиэтиленовыми пакетами. Совершенствовать практические навыки работы с гуашью.
Формировать навыки и умения в рисовании полиэтиленовым пакетом.
Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, глазомер, координацию;
Воспитывать самостоятельность, аккуратность. полиэтиленовый пакет, гуашь – красная, зеленая, кисточка, бумага формата А-4, банки с водой, тарелочка для краски, влажные салфетки, влажные салфетки.
2. «Какого цвета весна» Кляксография Учить создавать образ используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники. Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Апрель
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Веселые матрешки» Граттаж. Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.
Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества. Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.
2. «Море» Граттаж. Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка.
Развивать чувство ритма. Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»
Май
Работа с детьми
№ п/п Тема занятия Техника Программное содержание Оборудование
1. «Одуванчики» Техника рисования втулками
Развивать интерес к экспериментированию с материалами и средствами изображения.
Учить рисовать цветы новым способом изображения.
Развивать цветовосприятие, воображение, творчество у детей.
Вызвать положительные эмоции от проделанной работы.
Воспитывать интерес к необычным техникам.
Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом. Тонированная бумага зеленого цвета, кисти, краски гуашь и акварель, банки с водой, ёмкость для разведения краски, салфетки, картонные втулки.
2. «Нарисуй, что хочешь» Рисование ватными палочками Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественное восприятие. Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.
Работа с родителями Выставки детских рисунков для родителей.
Альбом с детскими работами.
Презентация «Мы любим рисовать!»
Используемая литература :
1. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное воспитание. – 2010. - №18
2. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. -2002. – №2. – с. 2–8.
3. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности-М, 2000.
4. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2. – с. 48 – 53.
5. Казакова Р. Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. М., 2004.
6. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста -М, Сфера, 2005.
7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
8. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://pedlib.ru/Books/6/0297/6-0297-32.shtml .
9. Утробина К. Хвост пушистый и усы. Нет приятнее красы. /Дошкольное воспитание. 1997 №2.
10. Утробина К. Уронило солнце лучик золотой. /Дошкольное воспитание. 1996 №2.
11. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. :ТЦ Сфера, 2011.
12. Интернет ресурсы: https://dohcolonoc.ru/; https://www.maam.ru/; https://nsportal.ru/; https://www.openclass.ru/; https://pandia.ru/.