Мыськив Вера Николаевна
Развитие связной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством усвоения содержания основной образовательной
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление:
Введение …. …. 3стр.
1. Теоретические основы развития речи и сенсорного воспитания ….…6стр.
2. Система воспитательно-образовательной работы по развитию речи
посредством сенсорных эталонов…. …. …12стр.
Заключение …. …20стр.
Введение
Публикация «Развитие связной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством усвоения содержания основной образовательной» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как развитие речи занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Поднятая проблема, вызвана потребностью жизни в совершенствующихся методах психолого–педагогического воздействия на формирующуюся личность с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
Тема исследования называется «Развитие связной речи детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством усвоения содержания основной образовательной деятельности в условиях формирования сенсорной культуры».
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель данного исследования: раскрытие принципа взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития в условиях преемственности.
Этот принцип базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. Необходимо обогащать сознание детей представлениями об окружающем мире. Руководствуясь данным принципом я широко использую в своей работе наглядные средства обучения, использую такие методы и приёмы, которые способствуют развитию всех познавательных процессов.
Программа «Развитие» по которой я работаю ориентирована на развитие умственных способностей и творчества детей. В данной программе раздел по развитию речи связан с ознакомлением с художественной литературой и включают в себя три основных направления : 1) ознакомление с художественной литературой (чтение стихов, сказок, рассказов, беседы о прочитанном, игровые импровизации по сюжетам прочитанных произведений); 2) освоение специальных средств литературно-речевой деятельности (средства художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи); 3) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой. Овладение разными сторонами речи происходит в контексте ознакомления с художественными произведениями. Ярко выражена и реализована идея о единстве сенсорного, умственного, и речевого развития.
Исходя из целей я поставила следующие задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
2. Определение уровня развития связной речи и накопление знаний детей раннего возраста о сенсорных эталонах (на основе составления мониторинга).
3. Составление план воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи во взаимосвязи с сенсорным воспитанием.
Новизна исследования заключается в развитие связной речи через сенсорные эталоны в условиях преемственности основной образовательной деятельности для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что я провела поэтапную работу по развитию связной речи по средством сенсорных эталонов, поэтому данной работой могут воспользоваться воспитатели других дошкольных учреждений в соей педагогической деятельности.
Актуальность выбранной темы определена следующими региональными особенностями:
1. природный фактор – предполагает длительный период изолированности в замкнутом пространстве.
2. отсутствие полноценного набора объектов для исследований и накопления представлений.
3. скромные возможности северной семьи (материальные, воспитательно-образовательные).
В связи с этим необходимо решить проблемы полноценного личностного развития ребёнка с учётом взаимодействия ДОУ с семьёй, с социумом.
Возможности ДОУ позволяют наполнить и реализовать содержание образовательной деятельности исходя из вышеуказанных региональных особенностей в рамках:
1. Использование уникальной окружающей развивающей, среды ДОУ с целью насыщения эмоциональных, познавательных и коммуникативных потребностей развивающейся личности
2. Использование новых технологий воспитания и образования в условиях сетевого взаимодействия.
3. Использование личного творческого потенциала педагога.
1. Теоретические основы развития речи и сенсорного воспитания
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребёнка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
По мнению А. Н. Леонтьева творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский, которого называют отцом научной педагогики. Большое внимание Коменский уделяет наглядности, последовательности усложнения материала. Развитие речи, по его мнению, начинается с четкого правильного произношения предметов: нужно учить самим вещам, а не их обозначениям.
В процессе речевого общения с детьми воспитатель использует и невербальные средства (жесты, мимика, пантомимические движения). Они выполняют важные функции:
- помогают эмоционально объяснить и запомнить значения слов;
- способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала;
- помогают приближению учебной обстановки на занятиях к обстановке естественного общения;
- являются образцами поведения для детей;
- выполняют наряду с языковыми средствами важную социальную, воспитывающую роль.
Сенсорное развитие младших дошкольников занимает одно из центральных мест в работе с ними. Этот возраст наиболее благоприятен для развития восприятия ребёнка, совершенствования органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. Формирование у детей трёхлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира. С восприятия предметов и явлений начинается познание.
Таким образом, сенсорное развитие ребёнка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, так как оно обеспечивает получение отчётливых представлений об окружающем, с другой стороны – составляет фундамент общего умственного развития, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Исходя из цели и задач воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи с учётом сенсорного развития мною было определено:
1. Уровень представлений и навыков у детей на начало учебного года в условиях преемственности (мониторинг по усвоению знаний сенсорных эталонов и уровень развития связной речи).
2. Содержание основных обучающих занятий в разных формах организации.
3. Наполнение предметно-развивающей среды групповой комнаты.
В первую очередь акцентировано внимание на словарную работу и накопление знаний детей о сенсорных эталонах. К трём годам последовательно происходит развитие активной речи, в частности переход от автономной к связной речи и развитие «чувства языка». Автономная речь: употребляемые ребёнком слова, позаимствованные от мам и нянь, искажённые слова и придуманные самим ребёнком. При правильном воспитании автономная речь быстро исчезает. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением раннего возраста. Появляется возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Речь постепенно становится средством передачи ребёнку общественного опыта, управление его деятельностью со стороны взрослых. Формирование активной речи в игровой и предметной деятельности служит основой для всего психического развития ребёнка. Восприятие ребёнка непроизвольно. Оно выделяет в предмете отдельные, ярко выраженные признаки предмета. Форма служит ребёнку основанием для узнавания предмета. Надо знакомить ребёнка с основными разновидностями предметов по величине. Дети могут различать 5-6 форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 цветов (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, белый, чёрный). Не следует искусственно снижать их возможности. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предмета по форме, величине, цвету) при практическом и зрительном соотнесении, сравнении предметов. Ознакомление с новым цветом и формой происходит главным образом в организованных формах обучения последовательно:
1. При знакомстве с цветом используется художественное слово: сказка, рассказ.
2. На последующих занятиях знания о цвете закрепляются с помощью использования сюжетных дидактических игр: «Спрячь мышку», «Разложи мышкам мисочки», и т. д.
3. В дальнейшее закреплении цвета используются игрушки: животные, фрукты, овощи, для того чтобы у детей возникала ассоциация цвета с определённым предметом.
Использование выразительных средств (аудиозаписи, смысловых пауз, иллюстраций, игрушек, настольного театра, элементы ряжения. Обязательное условие: участие взрослого как образца речи.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет восприятие ими художественных произведений. Это сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное. Здесь имеет место и эмоциональная окрашенность воспринятого, выражения отношения к нему. Дошкольники активно относятся к воспринятому, пытаясь сами непосредственно воздействовать на ход событий, например сказки. В процессе развития художественного восприятия зарождается и оценка воспринятого. Восприятие художественных произведений дошкольников будет более глубоким, если он научится видеть элементарные средства выразительности (цвет, цветовое сочетание, форма, композиция). Таким образом, знакомство с новой сказкой проводится в три этапа.
Первый этап - слушание сказки. Используются выразительные средства речи с целью заинтересовать детей, получить эмоциональный отклик.
Второй этап – слушание и практическая часть. В процессе чтения используются смысловые паузы. Далее детям предлагаются символы. Применение символов - как средство связной речи, которое предполагает функцию сенсорного эталона (образца внешних свойств). Они помогают ребенку определять последовательность событий при восприятии текста, служат ориентиром при осмыслении и воспроизведении. Преимущественно используются при рассказывании, обыгрывании сказочных сюжетов. Например:
Три медведя – 3 символа в виде 3 кружков коричневого цвета разных размеров.
«Лиса, заяц и петух» - у каждого ребенка кружки одинаковой величины, и разных цветов: белый, оранжевый, серый, коричневый, красный. При этом усвоение сенсорных эталонов идет одновременно с применением символов.
Обязательное условие: участие взрослого, самостоятельное выполнение задания детьми и взаимопомощь, устойчивое усвоение названного цвета при переходе на более сложное содержание.
Третий этап – самостоятельное рассказывание с использованием на выбор: символов, настольного театра, иллюстраций по сказке.
Немаловажную роль в развитии связной речи посредствам сенсорных эталонов играет и построение развивающей среды всего дошкольного учреждения. ДОУ - это универсальное детское учреждение, которое трансформируется с учетом возможности пространства всех помещений, возрастных потребностей детей, с учетом смены деятельности. С начала учебного года проводится обновление интерьера помещений с условием реализации приоритетных направлений воспитательно- образовательной деятельности ДОУ и при этом соблюдаются принципы преемственности по оформлению дизайна помещения:
1. Оформление цветовой гаммы индивидуально для каждого помещения в зависимости от его функциональных возможностей. Например, кабинет для занятий старших дошкольников выполнен в холодных тонах: голубой, пурпурный, серый с оттенками.
Например, в групповой комнате для детей от 3-4 лет основной цвет зеленый имеет 6 оттенков; травянистый, липовый, салатовый, оливковый, авокадо, лесной. Групповая комната ясельного возраста представлена сочетанием теплых тонов; желтый, оранжевый, красный, розовый с оттенками. Таким образом, цветовая гамма не повторяется и имеет до 7-8 оттенков в одном помещении. В размещение зон активной деятельности и отдыха учитывается географическое расположение здания.
2. Наполнение игрового пространства крупными игровыми модулями (машины, сухой бассейн, дидактический стол, модули трансформаторы для зонирования (ширмы, детская игровая мебель, валики, объемные геометрические формы из облегчённого материала). наборы игрушек и дидактических игр (настольно-печатные, трафареты, книги - раскраски, художественная литература, комплекты атрибутов для сюжетно-ролевых игр, элементы ряжения.
При этом трансформация игрового пространства обязательна! Это позволяет обогащать развивающую среду, не загромождая её. и активизировать речь детей. При этом поддерживается устойчивый познавательный интерес – основная функция моделирования развивающего пространства.
Перспективное планирование содержания образовательной деятельности по развитию связной речи в рамках интегрирования на первый квартал учебного года.
Организационная форма обучения Использование сенсорных эталонов Личный адаптированный опыт
2 неделя
занятие 1.
Тема: Разучивание стихотворения «Дождик».
3 неделя
занятие 2.
Тема: Разучивание стихотворения «Лошадка»
4 неделя
Занятие 3.
Тема: Пересказ русской народной сказки «Курочка Ряба».
СЕНТЯБРЬ
Опыты с водой. Изучение свойств воды:
- прозрачность
- окрашиваемость
(изменение цвета)
- Цветные ледяные кубики, шар, прямоугольник.
Эталоны: цвет, форма.
Музыкально-ритмические движения «Лошадка»
Железнова «Весёлые уроки»
Обследование предметов из разного материала на ощупь
Эталон: формы.
1. Рассматривание осеннего букета из листьев:
- опавшие листья
- искусственные листья
2. Слайды.
1. Внесение игрушки –лошадки.
2. Фото и иллюстрации с изображением лошадей.
Внесение дидактического материала: объёмные геометрические фигуры.
На сентябрь месяц используется применение нетрадиционных форм обучения «Цветная неделя» в свободной деятельности по усвоению цвета. По договорённости с родителями одежда детей должна содержать определённый цвет. Например: жёлтый цвет «Жёлтая неделя». Цель: узнавание называния, эмоциональный контакт, наблюдательность.
Мониторинг – форма проведения - развлечение «В гостях у Осени». Цель: проверить знания детей накопленные за сентябрь месяц.
ОКТЯБРЬ
1 неделя
Занятие 4.
Тема: Ознакомление со сказкой Л. Н. Толстого «Три медведя».
2 неделя
Занятие 5.
Тема: Сказка: «Три медведя» - практическая часть.
3 неделя
Занятие 6.
Тема: Рассказывание по игрушке (формирование звукопроизношения).
Рассказ придумывается самостоятельно.
4 неделя
Занятие 7.
Тема: Знакомство со сказкой «Лиса, заяц и петух».
Дидактическая игра «Поймай мяч».
Эталон: величина, форма.
Впервые использование символов по величине, одного цвета, одной формы.
Эталон: величина.
Дидактическая игра «Спрячь зверушку». Атрибуты в плоскостном варианте.
Эталон: форма, цвет на выбор.
Закрепление цветов через самостоятельную художественную деятельность: «Рисование цветного коврика».
Эталон: цвет.
Обыгрывание посредством кукольного театра сказки «Три медведя».
Внесение игровых атрибутов разных по величине: стульчики, строительный материал.
Внесение настольно-печатных игр с изображением животных : «Зоология», «Кто где живёт», «Лото».
Внесение воздушных шаров с целью создания положительного эмоционального тонуса, закрепление основных шести цветов спектра.
Применение нетрадиционных форм обучения «Живая картинка». На большое плоскостное изображение определённого фона, например фрагмент зоопарка, скотного двора вносятся плоскостные изображения животных, людей, т. е. атрибутов бытовой повседневности с движением по обозначенному пространству. Цель: развитие связной речи с применением умений диалогической речи, запаса активного словаря и сенсорных понятий. При планировании деятельности до окончания учебного года использование нетрадиционных форм применяется в условиях изменения тематики, усложнение содержания (напр. «Где живёт Радуга?» при этом возможно знакомство с несколькими оттенками одного цвета)
Мониторинг – форма проведения - тестирование.
НОЯБРЬ
1 неделя
Занятие 8.
Тема: Сказка «Лиса, заяц и петух».
2 неделя
Занятие 9.
Тема: Слушание сказки «Однажды в лесу».
3 неделя
Занятие 10.
Тема: Разучивание стихотворения «Снег».
4 неделя
Занятие 11.
Тема: Разучивание стихотворения «Ёлка».
Использование символов по цвету для каждого персонажа сказки.
Эталон: цвет
Релаксация «Малыш в лесу» в сопровождении аудиозаписи.
Опыты со снегом в естественных условиях.
Изучения свойств снега:
-сыпучесть
-умение принимать форму
-таяние при плюсовой температуре
Эталон: цвет, форма.
Изучение ё лочек изготовленных из разных материалов: бумага, дерево, стекло (ёлочная игрушка) путём ощупывания.
Внесение настольного кукольного театра в зону театрализованной деятельности.
Практическая исследовательская деятельность в кабинете «Природа» с муляжами животных. Тема: «Обустройство среды обитания.
1. Использование снега для приготовления талой воды для поливки комнатных растений;
2. Слайды;
3. Видеовариант;
4. Инструментальная музыка.
1. Внесение макета Ёлочки
2. Наблюдение в группе «Где ещё живёт зелёный цвет».
При проведении комплексных мероприятий в организации обучения младших дошкольников по развитию связной речи через усвоение сенсорных эталонов за первый квартал учебного года отмечается:
1. Уверенно обозначают свойства предметов, объектов неживой природы до 3-4 признаков.
2. Используют при передачи художественного текста смысловые паузы чему активно способствовало применение символизации и образца эмоциональной выразительности.
3. Активно используют способы обследования предметов: с применением всех анализаторов поскольку предметная развивающая среда целенаправленно поддерживала познавательный (исследовательский интерес).
4. появляются признаки формирования инициативной речи и коммуникативных умений.
Заключение.
В своей исследовательской работе я сделала попытку поиска путей и средств успешного развития связной речи посредством сенсорных эталонов. Я считаю, что познание окружающего мира должно происходить путём сообщения им какого-либо объёма знаний, а также посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать «открытия», это открытия для себя: раньше они это не знали, не видели, а теперь «окрыли». На примерах опытов с водой, снегом и т. д.
Проанализировав фундаментальные работы по теме моего исследования и проведя экспериментальную, я пришла к выводу: если целенаправленно и планомерно проводить воспитательно-образовательную работу по развитию связной речи посредством сенсорных эталонов то можно достигнуть следующих результатов.
1. Ребёнок сможет осуществить выбор карточки определённого цвета и формы по образцу.
2. Будет знать названия 6-8 цветов и 3-4 форм
3. Будет учитывает цвет и форму в простейших конструкциях
4. Сможет выбрать из трёх предметов разной величины самый большой, средний и маленький.
5. Ребёнку будет свойственна диалогическая речь.
6. Сможет начать пересказ простейших сказок.
7. сумеет рассматривать картины, игрушки отвечая на вопросы.
8. Будет способен поделиться увиденным и пережитым.
9. Будет вычленять индивидуальное обращение к нему.
10. Появится инициативная речь.
Интегративный подход в развитии у детей связной речи даёт возможность эффективно использовать современные технологии образования и получить высокие результаты.