Юлия Киселева
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Создание детского театра в дошкольном учреждении – решение не однозначное. Так, например, некоторые деятели профессиональных театров возражают против театрализованных занятий с детьми, объясняя это "порчей, дезориентацией и развращением будущих зрителей", утверждая, что перед профессиональным театром и театром в детском саду стоят диаметрально противоположные цели и задачи.
Их точку зрения поддерживает педагог А. П. Ершова, приводящая такие аргументы, как:
разные цели, стоящие перед профессиональным театром и спектаклями в детском учреждении;
плохое качество большинства детских спектаклей;
панический страх самих детей перед участием в таком ответственном мероприятии, как спектакль, которое является сильнейшим стрессом для них;
вред, наносимый дошкольнику похвалами вроде "ты – хороший актер", которые скорее навредят ребенку, чем помогут.
Плюсы театральной деятельности.
- Дети умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
- Снимают напряжение с отдельных групп мышц.
- Запоминают заданные позы.
- Знают 5–8 артикуляционных упражнений.
- Умеют произносить скороговорки и чисто говорки в разных темпах, шёпотом
- Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
- Умеют прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и чётко произнося слова с нужными интонациями.
- Умеют составлять предложения с заданными словами.
- Умеют сочинять этюды по сказкам.
- Умеют строить простейший диалог.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые
должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Одной из основных задач ДОУ по ФГОС – речевое развитие дошкольников. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.
К сожалению, родители в наше время часто заняты и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками). Родители редко читают своим детям рассказы и сказки. Вот и получается, что с речью ребё нка возникает множество проблем: (односложная, состоящая из простых предложений; бедность речи, недостаточный словарный запас).
Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако
практика показывает, что одного занятия в неделю недостаточно для
формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных
способностей. Разнообразить речевую практику младшего дошкольника в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей : стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно
организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с
родителями пополняем уголок театрализации разными видами театра : кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением.
Дети с удовольствием играют в настольный вид театра знакомых сказок.
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач –
развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр.
Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её
тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания
ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей
последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т. д.
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю : музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки,чистоговорки и т. д.
Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только
правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности.
Практика показывает, что работа по развитию речи не будет полноценна без
участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться
положительных результатов. Поэтому вся моя работа направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною была предложена консультации на тему:
- «Роль театрализованных игр в развитии связной речи детей младшего
дошкольного возраста».
Выставлена в раздевальной комнате папка-передвижка:
«Причины и признаки задержки речевого развития у ребёнка».
Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только
теоретические знания, но и закрепить их на практике.
Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвития детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаются в полюбившийся образ, малыши добровольно принимают и присваивают свойственные ему черты. Средства изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Основной целью работы театра является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности.
В процессе театрализованных игр :
Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.
Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение.
Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.
Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи.
Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения.
Происходит коррекция поведения.
Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения.
Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.
Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Цель, задачи и содержание театрализованной деятельности :
Цель - формирование устойчивого интереса к театрализованной деятельности, самостоятельности, активного участия в игре с персонажами- игрушками.
Задачи:
учить детей взаимодействовать друг с другом в рамках определенного сюжета;
обогащать словарь детей, способствовать его активизации, совершенствовать диалогическую речь, грамматический строй;
воспитывать коммуникативные способности.
В процессе театрализованной игры происходит постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
В работе необходимо стремиться создать все необходимые условия для театральной деятельности детей и наиболее полного раскрытия их творческого и речевого потенциала.
Прежде всего, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает педагог, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов, сказок. Очень важно стимулировать желание ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.
Театральные куклы могут использоваться на занятиях и в повседневном общении. От их лица взрослый может благодарить и хвалить детей, здороваться и прощаться, участвовать в качестве положительного или отрицательного героя в образовательной деятельности, а дети могут учить его правилам поведения, счету, общению и т. д. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучение чувственности и художественному воображению — это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир, выражая свое отношение к добру и злу.
Дети с интересом смотрят показываемые потешки, стишки, сказки, с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием все то, что увидели повторяют. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действием дети начинают говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, родному слову, литературе,театру.
Театрализованные игры имеют большое воспитательное значение. У детей развиваются навыки общения, в том числе и ситуативные, формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей речевого общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребенка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.