Марина Козлитина
Развитие социальных и коммуникативных навыков дошкольника посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем всё более усложняются и преобразуются. В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) он получает основные уроки взаимодействия с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Неумение ребёнка организовать общение может спровоцировать личностные и поведенческие нарушения, способствовать появлению замкнутости или чувства отверженности. И здесь большое значение имеет умение родителей и педагогов организовать правильные отношения между детьми в период дошкольного детства.
Публикация «Развитие социальных и коммуникативных навыков дошкольника посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Современная ситуация в дошкольном образовании является непростой. Неуклонно растет число сочетанных отклонений в развитии. Наряду со сложными аномалиями органического происхождения, заметен рост и психогенных нарушений, проявляющихся в аутизации, агрессивности, нарушении поведения и деятельности, тревожно-фобических расстройствах, искаженных процессов социализации.
Формирование коммуникативных навыков происходит на протяжении всего пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, пронизывает все виды деятельности дошкольников : игровую, конструктивную, учебную и т. д.
В работе с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии, театрализованные игры используются, прежде всего, для развития речи и закреплению знания литературных произведений (Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, И. Н. Лебедева)
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром, становится особо актуальной на данном современном этапе.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т. п. Необходимость детального и углубленного изучения проблемы диктуется также сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ и методик использования современных технологий социально-коммуникативного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Именно в эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ведущей деятельностью в этот период жизни детей является игра, в ней ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении, происходит становление всех сторон личности.
А. В. Запорожец говорил: «Игра, как и сказка, учит ребенка проникаться мыслями и средствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир стремлений и героических поступков».
Элементы театрализации используются на занятиях, праздниках, развлечениях начиная с раннего дошкольного возраста, они сопровождают детей на протяжении всего периода пребывания в детском саду. Именно посредством театральных игр происходит интегрированное воспитание детей, укрепляется их физическое и психическое здоровье. Занятия театральной деятельностью строятся по принципу тематической интеграции, объединяя единым содержанием разнообразные виды детского творчества.
Внедрение в работу инновационных технологий позволяет стимулировать инициативность каждого ребенка по психологическому принципу «Мотивация – восприятие – осмысление». Личностно ориентированная направленность работы позволяет детям закрепить состояние творческой активности, помогает в выборе видов деятельности с учетом их интересов и предпочтений. Нет декораций – нарисуем вместе, нет костюмов – изготовим из подручных материалов, нет подходящей сказки – сочиним, нет песенного материала – придумаем песенки – импровизации.
Ознакомление детей с социальной действительностью, повышение уровня статуса семьи, уважительное отношения к собственному имени (а в старшем возрасте и отчеству, также закрепляются на занятиях театрализованной деятельностью. Игры «Назови себя»; «Укрась свое имя»; «Назови меня ласково»; «Я уже взрослый» и др. помогают детям привыкнуть к звучанию своего имени, фамилии, отчеству. Невольно заходит разговор о фамильной гордости и умении уважать других.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.
Привлечение родителей к совместным праздникам и развлечениям, изготовление атрибутов и костюмов для театральных постановок, изготовление афиш и пригласительных билетов на спектакли поднимает в глазах ребенка статус семьи и повышает уровень социальной культуры родительского коллектива.