Светлана Чудинова
Развитие самостоятельности детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих у родителей маленьких детей, особое место занимает проблема, связанная с развитием самостоятельности детей. Сегодня уже доказано, что человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь, до глубокой старости. Главное, чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности закладывается в раннем детстве, когда все еще только начинается. Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям, - это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть самостоятельными, ответственными и успешными, что они действительно могут строить свою жизнь.
Публикация «Развитие самостоятельности детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
Но практика показывает, что главная причина недостаточной самостоятельности ребенка лежит, прежде всего, в условиях его домашнего воспитания, точнее в том, как относятся к проблеме самостоятельности ребенка его родители, а также другие взрослые в семье. Заслуга воспитателей заключается в том, чтобы помочь детям развивать свою самостоятельность и дать родителям возможность поверить в своего ребенка, в его способности, начиная со второго года жизни.
Наше исследование на тему предпринято именно с целью - развития самостоятельности детей второй группы раннего возраста.
Для решения поставленной задачи мы разработали методику развития самостоятельности детей, которая включала два блока, каждый из которых был направлен на развитие самостоятельности детей : работа с детьми (организация игровой комнаты, организация и руководство деятельностью детей); работа с родителями (информационный стенд, фотостенд «Самостоятельная деятельность детей в саду», видеозапись элементарной бытовой деятельности по самообслуживанию в детском саду и игровая деятельность).
Каждый блок методики имеет свои особенности и структуру. Рассмотрим первый блок – работа с детьми. Этот блок занимает важное место в развитии самостоятельности детей, так как он предполагает непосредственное общение с детьми. Работа с детьми включает в себя следующие этапы:
1. Организация игровой комнаты. Цель: создать условия для самостоятельной игровой, двигательной, познавательно-ориентировочной, предметно-орудийной, изобразительной и бытовой деятельности. При организации игровой комнаты учитывались требования, описанные в теоретической части.
2. Организация и руководство деятельностью детей. Цель: помочь детям обрести самостоятельность в различных видах деятельности, поддерживать положительные эмоции к этим деятельностям. При организации и руководстве деятельности детей мы придерживались принципов по развитию самостоятельности, описанные в теоретической части. Нами также учитывались особенности данного возраста детей (использование потешек при привитии навыков самообслуживания). Для формирования навыка опрятности при самостоятельном приеме пищи, нами были изготовлены яркие красивые нагрудники.
Второй блок – работа с родителями, считается не менее важным, так как с родителями ребенок проводит большую часть свой жизни и от выработки единых требований к ребенку дома и в детском саду зависит результат нашей работы по развитию самостоятельности детей. Работа с родителями включает в себя следующие этапы:
1. Оформление информационного стенда. Цель: помочь родителям развивать самостоятельность своих детей, дать представление о важной роли развития самостоятельности в данном возрасте. При оформлении информационного стенда для родителей мы разделили его на три основных зоны. Первая зона – «Правила, выполнение которых поможет родителям развивать самостоятельность ребенка» (см. Приложение 1). Эти правила написаны в доступном для понимания родителей языке. Каждому родителю при этом давалась возможность иметь эти правила при себе. Нами были размножены копии и вручены родителям. Вторая зона – «Игровой уголок дома» (см. Приложение 2). Данная информация поможет родителям самостоятельно организовать игровой уголок в домашних условиях, что будет способствовать не только развитию самостоятельности детей, но и их игровых навыков и умений. Третья зона – «Сказки по привитию у детей навыков самообслуживания» : «Как Витю учили есть ложкой», «Как вести себя за столом», «Твой носовой платок», «Как Маша и Миша учились мыть руки», «Пять дел перед сном», «О мыле, расческе и зеркале». Данные сказки предназначены для рассказывания детям. Маленькому ребенку еще трудно понять значение тех или иных действий, которые они осуществляют в бытовой деятельности. Представленные сказки помогут родителям не только объяснить значение тех или иных действий, но привить этот навык по самообслуживанию.
2. Оформление фотостенда «Самостоятельность детей в детском саду». Цель: дать представление родителям о возможностях детей самостоятельно выполнять различные виды деятельностей. При оформлении стенда были учтены все виды самостоятельной деятельности детей данного возраста и запечатлены моменты данных деятельностей детей. Данный фотостенд поможет родителям понять, что их ребенок с данными видами деятельностями уже может справиться и не стоит делать это за него.
3. Видеозапись элементарной бытовой деятельности по самообслуживанию в детском саду и игровая деятельность. Цель: дать представление родителям о возможностях детей самостоятельно выполнять элементарные действия по самообслуживанию и самостоятельно воспроизводить в игре маленькие сюжеты. Видеозапись показывает родителям лишь часть самостоятельной деятельности детей. Эта видеозапись дает возможность не только посмотреть самостоятельную деятельность детей, но и порадоваться успехам своего ребенка, дать материал для размышления родителям о том, что необходимо и дальше работать с ребенком для достижения больших успехов.
Фотостенд и видеозапись помогут также решить задачу по выработке единых требований к ребенку, предъявляемых в саду и дома.
Работа по развитию самостоятельности детей проводилась в течение года. При работе с детьми учитывались особенности и возможности детей, полученные при наблюдении по мере поступления детей в группу.
Эффективность проведенной работы по развитию самостоятельности детей второй группы раннего возраста мы проверили, используя следующие методы. При работе с детьми – метод наблюдения. При наблюдении за детьми мы опирались на следующие показатели: умение самостоятельно выбрать себе игру; уровень развития той деятельности, которой занят ребенок, ее длительность; взаимоотношения ребенка с окружающими взрослыми и другими детьми; уровень развития навыков самообслуживания. Нами проводился сравнительный анализ возможностей и умений ребенка в начале года и в конце года. При работе с родителями мы выбрали форму - деловая игра на тему «Самостоятельность детей раннего возраста». Цель: оценить эффективность проведенной работы с детьми по развитию самостоятельности детей. Деловая игра позволила нам получить ответную реакцию от родителей, о стремлении и желании родителей развивать самостоятельность детей, а также выслушать мнение родителей о развитии самостоятельности их детей на данном возрастном этапе.
Результаты исследования могут быть использованы психологами, воспитателями и родителями в развитии самостоятельности детей раннего возраста.