Гузалия Мансурова
Консультация «Развитие речи в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи в игровой деятельности»
«Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны, это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одной дорогой и взаимно поддерживать друг друга». П. Ф. Каптерев
Публикация «Консультация „Развитие речи в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Хорошая речь – важное условие развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее
осуществляется его психическое развитие. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве является основным условием нормального развития и дальнейшего его успешного обучения в школе.
В дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт самого себя, своё место в этом мире, накапливает знания, осваивает язык, общается.
Виды игровой деятельности
дидактические игры,
подвижные игры,
театрализованные игры,
сюжетно-ролевые игры.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Виды дидактических игр
Дидактические игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитию творческого мышления и воображения
«Посмотри и запомни». На столе раскладываются предметы; вызванный ребенок внимательно осматривает то, что лежит на столе, затем отворачивается от стола и по памяти называет все предметы;
«Угадай, что спрятали». На столе раскладываются предметы, показывая каждый предмет детям, которые называют, что это; затем вызывает ребенка, который становится спиной к столу; воспитатель убирает один из предметов; ребенок поворачивается к столу, осматривает предметы, угадывает и называет, что спрятал воспитатель.
Во всех этих играх вместо предметов можно взять так называемые предметные картинки
«Найди и принеси». Воспитатель раскладывает на видных местах предметные картинки, затем вызывает ребенка, дает ему одну из парных картинок (ребенок должен назвать, что нарисовано) и предлагает по ней найти такую же картинку.
«Угадай, что изменилось», «Одинаковые предметы» (Нужно разложить карточки перед ребёнком и попросить его найти одинаковые предметы)
Настольно-печатные дидактические игры.
Настольно – печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания. Они помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы.
Словесные дидактические игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста.
«Отгадай-ка», «Радио», «Похож - не похож», «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Испорченный телефон», «Краски», «Летает - не летает», «Белого и черного не называть».
Подвижные игры в речевой деятельности
Этот вид игр используется для побуждения у детей подражательной речевой деятельности, расширению объёма понимания речи и словарного запаса.
Театрализованные игры в речевой деятельности
Ее разновидности:
настольный театр;
фланелеграф;
театр теней;
в гостях у Сказки;
театр марионеток.
Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не просто игра, а ещё и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащение словаря, а также развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Сюжетно-ролевая игра в речевой деятельности
Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей и птиц и т. д. Развивается диалогическая речь.
Таким образом, использование всех видов игр даёт большие возможности для развития речи у детей – дошкольников:
-Повышается речевая мотивация,
-успешно развиваются коммуникативные навыки;
-обеспечивается психологический комфорт;
-дети запоминают большое количество речевого материала;
-активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление