Наталья Коренева
Родительское собрание «Развитие речи и игры которые развивают речь»
«Развитие речи, и игры которые развивают речь»
Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.
Задачи:
• Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Публикация «Родительское собрание „Развитие речи и игры которые развивают речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-7 лет.
• Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.
Ход собрания
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарны Вам, что в современном мире занятости Вы нашли время и пришли на нашу встречу. Это означает, что мы все понимаем серьёзность данной темы и нас всех объединяет желание помочь нашим детям в достижении отличного результата. Значит, тема действительно заслуживает внимания!
Тема нашей встречи сегодня «А как речь–то говорит, словно реченька журчит!»
Часть 1: «Немного науки»
Для того чтобы успешно существовать в социуме, человеку необходим важнейший навык — умение общаться с другими людьми. Часть информации при общении человек передает собеседнику при помощи жестов, мимики. Но львиная доля ее приходится на то уникальное умение, которое доступно на земле только человеку. Это умение — речь. Нормальное развитие детей непременно включает в себя овладение связной речью. Она не является для людей врожденным умением, и освоить ее малышу придется самостоятельно. Формируясь и непрерывно изменяясь на протяжении многих поколений, речь является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка. И ребенок, как правило, успешно справляется с ее выполнением. Основы пользования речью, ее развитие приходится на ранний период детства. То есть в промежутке от года и до 7 лет закладывается тот базис, на котором в дальнейшем ребенок будет строить всю свою жизнь в социуме. Развитие речи — уникальное явление, напрямую связанное и с интеллектуальным развитием ребенка, и с его коммуникативными навыками. И, конечно, маленькому человеку в это период как никогда необходимы помощь и поддержка близких, нужен кто-то, кто сможет направлять его развитие и помогать в освоении богатого и разнообразного языкового материала, научит правильно обращаться с удивительным и сложным инструментом общения — речью.
Окончание дошкольного периода: подготовка к чтению и письму
На этом этапе продолжается усвоение ребенком грамматических норм. Но теперь он стремится не столько создавать, сколько соответствовать связной речи взрослых, делать ее как можно более правильной. В монологах ребенка пяти-шести лет начинают появляться сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, слова-связки. Выравнивается грамматический строй речи.
В этом же возрасте ребенок начинает осваивать письменную речь. И если в первые годы жизни буквы и цифры были для ребенка невозможной абстракцией, но теперь благодаря полученному опыту он уже может проследить взаимосвязь между реальным миром и письменной речью. Так как чтение и письмо являются психофизиологическими процессами, то их взаимосвязь с общим развитием речи у детей дошкольного возраста очень велика.
Как правило, читать дети учатся раньше, чем писать. Речевое развитие включает в себя восприятие звукового состава слова на бумаге, понимание соотношения звуков и букв происходит легче, если у ребенка в достаточной степени развиты внимание, память, есть навык системного мышления. Поэтому подготовка к чтению и письму включает не только развитие речи у детей дошкольного возраста, но также системного мышления и воображения.
Задачи речевого развития согласно ФГОС ДО :
• Овладение речью как средством общения и культуры. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы речь детей была понятна окружающим;
• Обогащение активного словаря за счет основного словарного фонда дошкольника, которое зависит от нашего с вами словаря, словаря родителей и воспитателей;
• Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения;
• Развитие речевого творчества. Эта работа предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия;
• Знакомство с детской литературой, разными её жанрами. Очень жаль, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения, слушания, рассказывания. Книга обязательно должна стать спутником детей;
• Развитие звуковой культуры речи, что является большой проблемой наших детей;
• Формирование звуко-буквенного анализа, как предпосылки обучения грамоте.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Каковы же эти задачи?
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
• Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.
• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
• Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.
Развитие компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:
• Продолжать развивать связную монологическую речь : учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.
• Стимулировать и развивать речевое творчество детей.
• Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.
• Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.
• Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.
• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета) :
• Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.
• Расширять представления детей о культуре речевого общения.
• Развивать умение соблюдать этикет общения в условиях взаимодействия детей и взрослых.
Нужно играть с детьми дома в речевые игры.
Больше читать художественную литературу, заучивать стихотворения.
Устроить дома театр, разыгрывать миниатюры, инсценировать сказки.
Русские народные сказки отражают исторически сложившиеся традиции, обычаи народа во всей своей совокупности средств художественной выразительности, эмоциональности, яркости, колоритности. Опора на эти образы помогает формировать лучшие аспекты личности, её нравственность, красоту, гражданственность, чего так не хватает в жизни, в общении друг с другом Сказка - неотъемлемая часть фольклора. По словам К. Д. Ушинского, «сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка…»