Татьяна Кузьмина
Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это возраст формирования речи. Важную роль в развитии речи, играет художественная литература. Она оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества, природы. Развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду оказывают большое влияние на развитие словаря детей моей группы.
Я использую художественную литературу не только в учебной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Цель: развитие связной речи детей при ознакомлении с художественной литературой.
Для достижения цели я выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять словарный запас детей.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Развивать творческие способности у детей.
определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с социумом (детская библиотека, музей и т. д);
• подобрала дидактические игры по теме;
• приобрела наглядно-дидактические пособия, -портреты детских писателей, оформила в группе книжный уголок, в котором находятся разнообразные книги.
• приобрела разные виды театров: пальчиковый и т. д. ;
записала диски для прослушивания сказок и литературных произведений.
При ознакомлении с художественной литературой использую следующие методы:
• Чтение воспитателем книги или передача текста наизусть. Читающий, передает мысли писателя.
• Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста.
• Инсценирование. Этот метод можно использовать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
В моей группе есть дети, которые любят слушать книги, но есть и такие, которым чтение представляется скучным делом. Заставить такого ребёнка слушать книгу - значит отбить интерес к ней. Моя задача - найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая окажется ему интересной.
В свободное время закрепляю выученные на занятии стихи, работаю над выразительным чтением их. Вечером с детьми провожу инсценирование любимых детьми книг. Участие ребёнка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге.
Оформила место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а остаётся с ней один на один. Ребёнок внимательно рассматривает иллюстрации, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки культуры общения и общения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения.
Также в уголке кроме книг находятся отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рисования на близкие детям темы («Игрушки», «Домашние животные», и другие).
В своей работе я использую разнообразные средства и методы:
прослушивание DVD - дисков художественных произведений, рассматривание картин и иллюстраций, элементы драматизации частей текста, игры-инсценировки.
Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи.