Людмила Харитонова
«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Наша встреча сегодня посвящена речевому развитию детей с помощью театрализованной деятельности.
Ведь речь – это основное средство человеческого общения, а в нашем случае правильная, грамотная речь – основной элемент фундамента будущего успешного обучения в школе. Речь не передается по наследству, в формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение. Очень важно, чтобы он слышал правильную, грамотную речь, наша с вами задача, в первую очередь, дать правильный образец.
Публикация «„Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
В детском саду развитие речи реализуется по общеобразовательной программе по следующим направлениям:
• формирование звуковой культуры речи, т. е. умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки;
• обогащение и активизация словарного запаса;
• обучение рассказыванию, развитие связной речи;
• развитие выразительности речи.
- Хотела бы вам предложить эксперимент: представьте, случилось такое, что люди не могут говорить, но знают слова, как бы они могли понимать друг друга? (С помощью жестов, мимики, позы туловища).
- Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как? (По позе, жестам.)
- Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?
Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? (Приветствие, прощание и др.)
Уважаемые родители, как сказал А. С. Экзюпери: «Все мы родом из детства», предлагаю в нём побывать в стране детства.
Случилось так, что вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.
Вот видите, у вас всё получилось. Получается, что жесты можно использовать вместо слов. Вот и с детьми мы часто ставим пантомимы, развивая артистизм и уверенность в своих силах.
Пантомима - это театральный этюд без слов.
А вот театрализованная деятельность - это мимика, пластика, и, конечно же, речь.
В основе театрализованной деятельности лежит какое- либо литературное произведение. Мы с детьми сначала его читаем полностью, затем зачитываем наиболее значимые отрывки, обсуждаем поступки героев, показываем фрагменты произведения с помощью театрализованной деятельности. Во время исполнения театральной роли воображение позволяет ребенку наделять героев произведений человеческими свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за них.
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. Это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём.
Помимо этого, играя в театр, дети учатся быть эмоциональными, сопереживать героям, подражать положительным персонажам и быть непохожими на отрицательных. В них закладываются основы дружбы, ответственности, справедливости, того, что мы редко встречаем в современных мультфильмах. Если вы захотите, чтобы ваш ребёнок развивал речь, творил, был коммуникабельным, то театрализованная игра очень подходит.
Дома можно создать театральный уголок, сделать это очень просто.
• Можно использовать любые игрушки, одинаковые по материалу, получится театр игрушек.
• Можно вырезать фигуры персонажей из раскрасок и прикрепить к ним палочки, будет театр на гапите.
• Старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком.
• Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.
• Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.
• Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.
• Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали.
Если же нет желания сделать театр самостоятельно, то можно приобрести в магазине, например, пальчиковый театр (представлен куклами – головками, надевающимися на палец, или театр би-ба-бо). Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Ну, а дальше, ваша с ребенком фантазия, и занимательный вечер вам гарантирован.
Но не забывайте, без эмоций, в прочтении сказки и в самой постановке, теряется весь смысл, ребенку просто будет не интересно. Поэтому вооружайтесь хорошим настроением и играйте!