Галина Переплетчикова
Опыт работы «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного обучения в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Разрешите представить вашему вниманию опыт работы «Развитие речи дошкольников - необходимое условие успешного обучения в школе».
Актуальность моей работы обусловлена тем, что ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов ребенка и познавательной деятельности.
Публикация «Опыт работы „Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного обучения в школе“» размещена в разделах
Очевидно, что формирование данных процессов невозможно без развития речи. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии. И самое главное является одним из показателей коммуникативной компетенции ребенка. Т. Е. дает возможность общаться со сверстниками и взрослыми.
Современная жизнь такова, что обучение в школе ребенку с несформированной речью будет, практически недоступно. Если несколько десятилетий назад в первом классе учили буквы и звуки, то современный первоклассник уже к началу обучения должен уметь правильно говорить, иметь достаточно богатый словарный запас и даже уметь читать.
Проведя мониторинг развития речи детей, я выявила, что зачастую речь дошкольников односложная, скудная, замусорена сленговыми словами, дети грамотно не могут формулировать свои мысли, отсутствует культура речи.
Анкетирование и опрос родителей показали, что во многих семьях развитию речи детей не уделяют должного внимания. Родители прекрасно понимают, что с ребенком необходимо общаться, читать сказки, обсуждать просмотренные мультфильмы и прочее, но чаще всего оправдывают себя нехваткой времени, постоянной занятостью, а живое общение с детьми заменяют компьютером, телефоном, телевизором и прочими гаджетами. Но, к сожалению, нельзя посоветоваться с телефоном, спросить у телевизора, пожаловаться игровой приставке.
Проанализировав все вышеперечисленные факторы, пришла к выводу, что изменить сложившуюся ситуацию можно применив в своей работе все известные в педагогике приемы и методы, а так же и всевозможные современные технологии развития речи.
Основная задача моей работы- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими у дошкольников.
Для реализации поставленной задачи спланировала свою деятельность в два этапа:
1. Наряду с классическими методиками, подобрала и систематизировала инновационные технологии по развитию речи;
2. на основе данных технологий разработала свою методику «Рисую, играю, говорю»;
Основой моей разработки стали такие технологии как скрайбинг, мнемотехника и синквейн.
Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников, одна из технологий критического мвшления,которая активирует умственную деятельность. представляет собой – стихотворение без рифмы из пяти строк.
Последовательность работы заключается в следующем
· Первая строчка-его тема. Представлена одним словом.
· Вторая – два слова описывающих тему, прилагательные
· В третьей «слова – действия», относящиеся к теме
· Четвертая-фраза, которая высказывает свое отношение к теме
· Пятая строка представляет собой итог. Резюме чаще всего просто синоним к теме.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают им более конкретно ощутить границы слов, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.
Скрайбинг – новейшая техника. От англ. слова «Скрайб» – набрасывать эскизы и рисунки, получается как бы эффект параллельного следования когда мы и слышим и видим примерно одно и тоже, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудио ряда. Т. е. ребенок пересказывает рассказ или сказку и одновременно делает схематичные зарисовки. Этот прием подходит и для детских устных сочинений. Скрайбинг бывает ручной, компьютерный, аппликативный.
Мнемотехника
Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения в обучающем процессе использую так называемые мнемотаблицы (схемы). Они служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы использую для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.
Суть моей разработки «Рисую, играю, говорю» состоит в следующем:
1. Придумывается идея, понятная для детей. Например, моя семья, или знакомлю детей с произведением художественной литературы: сказкой, рассказом.
2. Заранее продумываем и обговариваем с детьми, какие важные моменты будут передавать смысл, и какие образы будут использованы. Стараюсь не перегружать детей большим объемом информации.
3. На пальцах и ладонях рук делаем схематичные зарисовки персонажей и основных моментов сюжета специальными гиппоаллергенными смывающимися фломастерами.
4. Далее дети сочиняют или воспроизводят рассказ, приводя в движение пальцы и кисти рук, опираясь на изображения на них.
Отличительная особенность этой методики заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, зрение и воображение ребёнка.
Считаю целесообразным и эффективным использование данной разработки в воспитательно - образовательном процессе, так как она позволяет, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигать нового качества знаний, развивает логическое и творческое мышление детей, максимально способствуя повышению уровня развития речи детей.
Эффективность проведенной работы подтверждает сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики. Результаты Вы можете видеть на экране.
Мои воспитанники стали призерами различных конкурсов:
• Всероссийский интеллектуальный конкурс для выпускников дошкольных образовательных учреждений «Классики – скоро в школу» (второе и третье место).
• Международный детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй» (сертификаты 18 участников).
• городской конкурс чтецов «Я строки посвящаю вам…» на тему «Дети войны» (3 место»;
• международный детский конкурс «Сочиняя сказку».