Получи документы

Опыт работы «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного обучения в школе»

Галина Переплетчикова
Опыт работы «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного обучения в школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги!

Разрешите представить вашему вниманию опыт работы «Развитие речи дошкольников - необходимое условие успешного обучения в школе».

Актуальность моей работы обусловлена тем, что ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования, рассматривает формирование познавательных интересов ребенка и познавательной деятельности.

Публикация «Опыт работы „Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного обучения в школе“» размещена в разделах

Очевидно, что формирование данных процессов невозможно без развития речи. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии. И самое главное является одним из показателей коммуникативной компетенции ребенка. Т. Е. дает возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

Современная жизнь такова, что обучение в школе ребенку с несформированной речью будет, практически недоступно. Если несколько десятилетий назад в первом классе учили буквы и звуки, то современный первоклассник уже к началу обучения должен уметь правильно говорить, иметь достаточно богатый словарный запас и даже уметь читать.

Проведя мониторинг развития речи детей, я выявила, что зачастую речь дошкольников односложная, скудная, замусорена сленговыми словами, дети грамотно не могут формулировать свои мысли, отсутствует культура речи.

Анкетирование и опрос родителей показали, что во многих семьях развитию речи детей не уделяют должного внимания. Родители прекрасно понимают, что с ребенком необходимо общаться, читать сказки, обсуждать просмотренные мультфильмы и прочее, но чаще всего оправдывают себя нехваткой времени, постоянной занятостью, а живое общение с детьми заменяют компьютером, телефоном, телевизором и прочими гаджетами. Но, к сожалению, нельзя посоветоваться с телефоном, спросить у телевизора, пожаловаться игровой приставке.

Проанализировав все вышеперечисленные факторы, пришла к выводу, что изменить сложившуюся ситуацию можно применив в своей работе все известные в педагогике приемы и методы, а так же и всевозможные современные технологии развития речи.

Основная задача моей работы- формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими у дошкольников.

Для реализации поставленной задачи спланировала свою деятельность в два этапа:

1. Наряду с классическими методиками, подобрала и систематизировала инновационные технологии по развитию речи;

2. на основе данных технологий разработала свою методику «Рисую, играю, говорю»;

Основой моей разработки стали такие технологии как скрайбинг, мнемотехника и синквейн.

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников, одна из технологий критического мвшления,которая активирует умственную деятельность. представляет собой – стихотворение без рифмы из пяти строк.

Последовательность работы заключается в следующем

· Первая строчка-его тема. Представлена одним словом.

· Вторая – два слова описывающих тему, прилагательные

· В третьей «слова – действия», относящиеся к теме

· Четвертая-фраза, которая высказывает свое отношение к теме

· Пятая строка представляет собой итог. Резюме чаще всего просто синоним к теме.

Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме графических рисунков, которые помогают им более конкретно ощутить границы слов, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Скрайбинг – новейшая техника. От англ. слова «Скрайб» – набрасывать эскизы и рисунки, получается как бы эффект параллельного следования когда мы и слышим и видим примерно одно и тоже, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудио ряда. Т. е. ребенок пересказывает рассказ или сказку и одновременно делает схематичные зарисовки. Этот прием подходит и для детских устных сочинений. Скрайбинг бывает ручной, компьютерный, аппликативный.

Мнемотехника

Для того чтобы выработать у детей определенные навыки и умения в обучающем процессе использую так называемые мнемотаблицы (схемы). Они служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.

Мнемотаблицы использую для:

- обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при пересказах художественной литературы,

- при заучивании стихов.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному.

Суть моей разработки «Рисую, играю, говорю» состоит в следующем:

1. Придумывается идея, понятная для детей. Например, моя семья, или знакомлю детей с произведением художественной литературы: сказкой, рассказом.

2. Заранее продумываем и обговариваем с детьми, какие важные моменты будут передавать смысл, и какие образы будут использованы. Стараюсь не перегружать детей большим объемом информации.

3. На пальцах и ладонях рук делаем схематичные зарисовки персонажей и основных моментов сюжета специальными гиппоаллергенными смывающимися фломастерами.

4. Далее дети сочиняют или воспроизводят рассказ, приводя в движение пальцы и кисти рук, опираясь на изображения на них.

Отличительная особенность этой методики заключается в том, что появляется возможность задействовать одновременно слух, речь, мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, зрение и воображение ребёнка.

Считаю целесообразным и эффективным использование данной разработки в воспитательно - образовательном процессе, так как она позволяет, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигать нового качества знаний, развивает логическое и творческое мышление детей, максимально способствуя повышению уровня развития речи детей.

Эффективность проведенной работы подтверждает сравнительный анализ результатов начальной и итоговой диагностики. Результаты Вы можете видеть на экране.

Мои воспитанники стали призерами различных конкурсов:

• Всероссийский интеллектуальный конкурс для выпускников дошкольных образовательных учреждений «Классики – скоро в школу» (второе и третье место).

• Международный детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй» (сертификаты 18 участников).

• городской конкурс чтецов «Я строки посвящаю вам…» на тему «Дети войны» (3 место»;

• международный детский конкурс «Сочиняя сказку».

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофонеНаглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Наглядные пособия для успешного обучения дошкольников чувству ритма и игре на металлофоне Цель: развитие чувства ритма и понимания ритмической.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников»Опыт работы по теме «Речевая развивающая среда как важнейшее условие развития речи дошкольников» Хочу представить свой опыт работы по теме: "Речевая развивающая среда, как важнейшее условие развития речи дошкольников". Хорошая речь.

Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей»Опыт работы «Ранняя профориентация дошкольников как условие успешного социального развития детей» Я целый день мечтаю. И знаете о чём? Что вырасту и буду, Наверно, я врачом. А может педагогом? Учить детей писать, И ставить им в тетрадки.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного обучения в школе»
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 11:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного обучения в школе»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Переплетчикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД