Папки-передвижки

Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности

Альбина Самкова
Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.

Публикация «Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений в речи (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, бедный словарный запас, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.

Свою работу мы начали с того, что провели педагогическую диагностику театрализованной деятельности детей (по Т. С. Комаровой). Исходя из полученных результатов, мы поставили перед собой цель – развивать речь дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:

- создание условий для развития связной речи дошкольника посредством театрализованной деятельности;

- формирование умений связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, умений поддерживать разговор;

- воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала детей.

Поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализованной деятельности разными видами театра : кукольным, пальчиковым, вязаным, настольным, конусным, театром на перчатке, театром теней и т. д., декорациями, масками, атрибутами-заместителями. При этом учитывали:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Одним из этапов в развитии речи посредством театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст.

Для формирования звуковой культуры речи широко используем речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки и т. д.

С целью работы проводили:

- беседы по прочитанным произведениям, выясняющие понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности (Какое настроение было у героя в начале? Как он себя чувствовал);

- игры:

1) на развитие слуха («Слушай внимательно», «Будь внимательным» и т. д.);

2) для формирования правильного звукопроизношения («Лиса», «Поезд», «Вьюга», «Мяч», «Лошадка» и т. д.);

3) игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики («Спираль», «Кто быстрее?», «Снежинки», «Перевертыши», «Угощение» и т. д.);

4) на повышение у детей уверенности в себе («Я – лев», «Комплименты», «Я очень хороший» и т. д.);

5) на звукоподражание.

- артикуляционную («Колокольчик», «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок» и т. д., дыхательную («Надуй шарик», «Сдуй снежинку и т. д.) и пальчиковую гимнастики;

- дидактические игры по формированию речи по лексическим темам («Путаница», «Магазин одежды», «Внимательный обувщик», «Приключения игрушек», «Ключики-замочки» и т. д.);

- мимические этюды («Котика выгнал хозяин», «Смелая Маша», «Бабушка грустная» и т. д.);

- психогимнастику («Через стекло», «Различная походка», «Фанты» и т. д.);

- театрализованные игры (театральные этюды, игры-драматизации, режиссерские игры, игры-превращения).

Упражнения на развитие речи, дыхания совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Оформили стену настроения с играми на разные эмоции и играми для родителей с детьми для снятия эмоционального напряжения.

Для родителей провели консультации на темы: «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театр – наш друг и помощник», «Кукольные театры для дошкольников своими руками», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Играйте вместе с детьми». Раздали памятки: «Чистоговорки», «Скороговорки для развития речи», «Использование сказкотерапии в развитии речи». Провели родительское собрание на тему «Развитие детей посредством театрализованной деятельности».

Итак, мы с уверенностью можем сказать, что у детей повысился уровень развития речи. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, поскольку именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Литература

1. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.

2. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2004.

Публикации по теме:

Развитие речи посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи посредством театрализованной деятельности Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Мастер — класс «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» Актуальность: заключается в том, что театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности Детство – это особый период жизни, который нужно прожить радостно и ярко, интересно и содержательно. Наша задача – создать для этого необходимые.

Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА Тема: Развитие речи детей раннего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Характерристика.

Развитие речи дошкольника посредством разных видов музыкальной деятельности Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества.

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Развитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 40 «Золотой петушок».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 4 декабря 2019 в 18:27
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Самкова (УИ 418191) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД