Альбина Самкова
Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития : мышление, воображение, память, эмоции.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Публикация «Развитие речи дошкольника посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений в речи (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы столкнулись с тем, что у них плохо развита связная речь, бедный словарный запас, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Свою работу мы начали с того, что провели педагогическую диагностику театрализованной деятельности детей (по Т. С. Комаровой). Исходя из полученных результатов, мы поставили перед собой цель – развивать речь дошкольника посредством театрализованной деятельности.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
- создание условий для развития связной речи дошкольника посредством театрализованной деятельности;
- формирование умений связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- развитие интереса к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, умений поддерживать разговор;
- воспитание артистических качеств, раскрытие творческого потенциала детей.
Поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализованной деятельности разными видами театра : кукольным, пальчиковым, вязаным, настольным, конусным, театром на перчатке, театром теней и т. д., декорациями, масками, атрибутами-заместителями. При этом учитывали:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и полоролевые особенности.
Одним из этапов в развитии речи посредством театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Работа над интонацией, звуковой выразительностью речи необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию, повышая или понижая голос в соответствии с контекстом, логически и эмоционально подчеркивая произносимый текст.
Для формирования звуковой культуры речи широко используем речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки, скороговорки и т. д.
С целью работы проводили:
- беседы по прочитанным произведениям, выясняющие понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности (Какое настроение было у героя в начале? Как он себя чувствовал);
- игры:
1) на развитие слуха («Слушай внимательно», «Будь внимательным» и т. д.);
2) для формирования правильного звукопроизношения («Лиса», «Поезд», «Вьюга», «Мяч», «Лошадка» и т. д.);
3) игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики («Спираль», «Кто быстрее?», «Снежинки», «Перевертыши», «Угощение» и т. д.);
4) на повышение у детей уверенности в себе («Я – лев», «Комплименты», «Я очень хороший» и т. д.);
5) на звукоподражание.
- артикуляционную («Колокольчик», «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок» и т. д., дыхательную («Надуй шарик», «Сдуй снежинку и т. д.) и пальчиковую гимнастики;
- дидактические игры по формированию речи по лексическим темам («Путаница», «Магазин одежды», «Внимательный обувщик», «Приключения игрушек», «Ключики-замочки» и т. д.);
- мимические этюды («Котика выгнал хозяин», «Смелая Маша», «Бабушка грустная» и т. д.);
- психогимнастику («Через стекло», «Различная походка», «Фанты» и т. д.);
- театрализованные игры (театральные этюды, игры-драматизации, режиссерские игры, игры-превращения).
Упражнения на развитие речи, дыхания совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично.
Оформили стену настроения с играми на разные эмоции и играми для родителей с детьми для снятия эмоционального напряжения.
Для родителей провели консультации на темы: «Роль родителей в развитии речи ребёнка», «Театр – наш друг и помощник», «Кукольные театры для дошкольников своими руками», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Играйте вместе с детьми». Раздали памятки: «Чистоговорки», «Скороговорки для развития речи», «Использование сказкотерапии в развитии речи». Провели родительское собрание на тему «Развитие детей посредством театрализованной деятельности».
Итак, мы с уверенностью можем сказать, что у детей повысился уровень развития речи. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков, поскольку именно театральная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Литература
1. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006.
3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : ВЛАДОС, 2004.