Стоянова Алена Игоревна
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 40 «Золотой петушок»
«Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности в специально организованной развивающей предметно – пространственной среде группы.»
Воспитатель: Стоянова А. И.
п. Шолоховский
2019г.
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии в будущем. Поэтому создание предметно-развивающей среды с целью речевого развития дошкольников является важной задачей дошкольного образовательного учреждения.
Организация предметно – развивающей среды по развитию речи с учетом ФГОС
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.
Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.
Вопрос предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Требования ФГОС к предметно- развивающей среде : предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Компоненты РРС (Речевая развивающая среда.)
• Речь педагога.
• Методы и приемы, направленные на развитие речи.
• Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.
Речевая среда бывает естественная и искусственная.
Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость). К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми. Речь педагога и окружающих ребенка людей
Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств.
К методическим средствам речевого развития относится :
1. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией, праздников и развлечений.
2. Центр речевой деятельности. Является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные: - книжный уголок - дидактический, наглядный материал - разные виды театров. Дидактический, наглядный материал: - дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами - альбом (для формирования правильного звукопроизношения, развития связной речи) - сюжетные, предметные картинки - разные виды картин (пейзажные, сюжетные, серия картин)
Речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов: - восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Схема взаимодействие взрослого и детей
Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладают:
-занятия;
-экскурсии, наблюдения, беседы, труд;
-специальные дидактические и развивающие игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованная деятельность;
-подвижные игры;
- гимнастики;
-ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)
-художественная литература
-кружковая работа.
-труд
Речевая развивающая среда – это, организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе должны быть выделены центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.
В группах нашего детского сада есть такие уголки:
Книжный уголок.
Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.
Строительный уголок содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.
Уголок искусств, для которого отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, гуашь, дидактические игры, бумага разного размера и цвета, картон и т. д. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Уголок занимательной математики — удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры.
Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью.
Для игр по интересам и половым различиям есть центры для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность
Уголок сенсорного развития, в котором находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.
Комплексы дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением.
Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:
Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;
Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику;
Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности; Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического мышления;
Пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.
Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.
Музыкально-театральный уголок представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Так же здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.
Виды театров, используемые в работе с детьми
- пальчиковый;
- театр на фланелеграфе;
- театр бибабо;
- настольный;
- масочный;
- теневой;
- платковый;
- конусный;
- театр на дисках;
- костюмированный;
- перчаточный.
ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР :
- способствует развитию речи, внимания, памяти;
- формирует пространственные представления;
- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движения;
- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга;
- действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствеут более успешному и эффективному развитию речи.
ТЕАТР НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ :
- способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей.
ТЕАТР БИБАБО :
- посредством куклы одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР :
- настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек.
ТЕАТР МАСОК :
- прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, способствует доброжелательному отношению к окружающей среде
ТЕАТР ТЕНЕЙ :
- играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.
ТЕАТР ПЛАТКОВЫХ КУКОЛ :
- платковая кукла – это чудо пособие, оно изготавливается из материала, который всегда под рукой и имеющая развивающее, обучающее и воспитательное значение, эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все, кто познакомится с платковой куклой, сразу поймет, как много радости приносит она детям и взрослым.
ТЕАТР КОНУСОВ :
- помогает координировать движение рук и глаз, сопровождать движение пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
ТЕАТР НА ДИСКАХ :
- у детей развиваются с помощью театра универсальные учебные действия, личностные, познавательные и коммуникативные. Ребенок учится планировать сотрудничество, задавать вопросы, разрешать конфликты, управлять поведением партнера, формируется умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка.
ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ:
- самый разговорный вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений речи, как игра – драматизация.
ТЕАТР ПЕРЧАТОК :
- если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогаю ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип и обучение: учит играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Работа детей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь.
Важную роль в развитии речи детей играет труд и формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий.
В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения.
Игра является одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.
Настольные игры и параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.
В группах есть игровые уголки для проведения сюжетно – ролевых игр : «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» ит. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.
Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В подвижных играх у детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.
Еще в детском саду можно оформить такие уголки, как:
Уголок науки (исследовательский центр).
В данном центре можно разместить разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Можно приготовить атрибуты для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный макет с разметкой улиц и дорог.
Важным компонентом речевой среды является организация взаимодействия с родителями. Для этого можно использовать разные формы взаимодействия с родителями. - наглядная агитация (оформление информационных стендов в родительских уголках, папок-ширм, выставки книг и пособий, оформление книжек- малышек с детскими рассказами); - родительские встречи, конференции по развитию речи детей; - опыт семейного воспитания; - индивидуальные беседы и консультации; - посещение семьи ребенка; - «включение» родителей в педагогический процесс (приглашение родителей на занятия по развитию речи, совместные сочинения рассказов и сказок, конкурсы, праздники, День открытых дверей, литературные чтения в детском саду, организованные родителями.)
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной.