Приложение МААМ

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Стоянова Алена Игоревна
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 40 «Золотой петушок»

«Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности в специально организованной развивающей предметно – пространственной среде группы.»

Воспитатель: Стоянова А. И.

п. Шолоховский

2019г.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Нарушение речи, ограничение речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии в будущем. Поэтому создание предметно-развивающей среды с целью речевого развития дошкольников является важной задачей дошкольного образовательного учреждения.

Организация предметно – развивающей среды по развитию речи с учетом ФГОС

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому мы заботимся о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Уже давно доказано, что на развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость.

Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.

Вопрос предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Требования ФГОС к предметно- развивающей среде : предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность среды, что предполагает доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс, свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Компоненты РРС (Речевая развивающая среда.)

• Речь педагога.

Методы и приемы, направленные на развитие речи.

• Специальное оборудование для каждой возрастной группы.

Речь педагога – образец для ребенка. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком.

Речевая среда бывает естественная и искусственная.

Естественная речевая среда – стихийно-речевая среда, в которой воспитывается ребенок. Она может быть благоприятной для речевого и общего психического развития – если с ребенком общаются люди с правильной речью, если реагируют на речь ребенка, отвечают на их вопросы. И может быть неблагоприятной, в том случае, если взрослые не реагируют на речь ребенка, не разговаривают, у них наблюдаются дефекты в речи (картавость, шепелявость). К естественной речевой среде относят речь педагога и окружающих ребёнка людей, свободное речевое общение детей со сверстниками и взрослыми. Речь педагога и окружающих ребенка людей

Искусственная речевая среда – специально организованная среда с помощью методических средств.

К методическим средствам речевого развития относится :

1. Обучение. Это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Оно осуществляется через организацию разных форм занятий, бесед, чтения художественной литературы, ознакомления с книжной иллюстрацией, праздников и развлечений.

2. Центр речевой деятельности. Является одним из важных компонентов речевой среды. Он может включать в себя следующие составные: - книжный уголок - дидактический, наглядный материал - разные виды театров. Дидактический, наглядный материал: - дидактические игры, настольно-печатные игры с предметами - альбом (для формирования правильного звукопроизношения, развития связной речи) - сюжетные, предметные картинки - разные виды картин (пейзажные, сюжетные, серия картин)

Речевые уголки должны быть в группах, должны привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве. Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих факторов: - восприятие речи взрослых;

- наблюдение за языком;

- вовлеченность в активную речевую среду;

- диалог между взрослыми.

Схема взаимодействие взрослого и детей

Большим потенциалом в плане речевой коррекции обладают:

-занятия;

-экскурсии, наблюдения, беседы, труд;

-специальные дидактические и развивающие игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры-драматизации и театрализованная деятельность;

-подвижные игры;

- гимнастики;

-ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)

-художественная литература

-кружковая работа.

-труд

Речевая развивающая среда – это, организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе должны быть выделены центры организации определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью мебели или воздушного зонирования.

В группах нашего детского сада есть такие уголки:

Книжный уголок.

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

Строительный уголок содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

Уголок искусств, для которого отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, гуашь, дидактические игры, бумага разного размера и цвета, картон и т. д. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок занимательной математики — удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры.

Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью.

Для игр по интересам и половым различиям есть центры для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность

Уголок сенсорного развития, в котором находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

Комплексы дыхательных упражнений, которые улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики являются:

Игрушки-шнуровки - дают возможность придумать множество игр;

Кубики и пирамидки – развивают не только мелкую моторику и пространственное мышление, но и внимание и логику;

Конструкторы - развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности; Рамки и вкладыши - способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического мышления;

Пазлы – дают возможность развития внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;

Мозаика - способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Эти игры мы планируем и проводим ежедневно в течении дня во всех режимных моментах. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность активизировать у детей работу мозга, улучшить произношение и обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.

Музыкально-театральный уголок представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Так же здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Виды театров, используемые в работе с детьми

- пальчиковый;

- театр на фланелеграфе;

- театр бибабо;

- настольный;

- масочный;

- теневой;

- платковый;

- конусный;

- театр на дисках;

- костюмированный;

- перчаточный.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТЕАТР :

- способствует развитию речи, внимания, памяти;

- формирует пространственные представления;

- развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движения;

- повышает работоспособность, тонус коры головного мозга;

- действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствеут более успешному и эффективному развитию речи.

ТЕАТР НА ФЛАНЕЛЕГРАФЕ :

- способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей.

ТЕАТР БИБАБО :

- посредством куклы одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР :

- настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры – настольного театра игрушек.

ТЕАТР МАСОК :

- прививает любовь к прекрасному, искусству, развивает речь, кругозор детей, способствует доброжелательному отношению к окружающей среде

ТЕАТР ТЕНЕЙ :

- играет огромную роль в развитии выразительности и естественности речи детей.

ТЕАТР ПЛАТКОВЫХ КУКОЛ :

- платковая кукла – это чудо пособие, оно изготавливается из материала, который всегда под рукой и имеющая развивающее, обучающее и воспитательное значение, эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все, кто познакомится с платковой куклой, сразу поймет, как много радости приносит она детям и взрослым.

ТЕАТР КОНУСОВ :

- помогает координировать движение рук и глаз, сопровождать движение пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

ТЕАТР НА ДИСКАХ :

- у детей развиваются с помощью театра универсальные учебные действия, личностные, познавательные и коммуникативные. Ребенок учится планировать сотрудничество, задавать вопросы, разрешать конфликты, управлять поведением партнера, формируется умение выражать свою позицию в соответствии с нормами родного языка.

ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ:

- самый разговорный вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений речи, как игра – драматизация.

ТЕАТР ПЕРЧАТОК :

- если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.

Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогаю ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Театральные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип и обучение: учит играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Природа является обстановкой наиболее естественной и могущественной в своем воспитательном воздействии. Она не только закаляет здоровье и силы ребенка, но и благоприятно воздействует на обогащение и развитие языка детей. Работа детей на воздухе, в саду и огороде, постепенное знакомство с миром животных, растений, насекомых, со всеми видами производств и человеческого труда способствует увеличению и систематизированию запаса их знаний, развивает и обогащает речь.

Важную роль в развитии речи детей играет труд и формирование навыков самообслуживания и элементов труда – дежурства детей, сервировка стола, уборка посуды после еды, раздача материалов и пособий, приготовленных воспитателем для занятий.

В ходе выполнения детьми трудовых поручений и наблюдения за трудовой деятельностью взрослых развиваются и совершенствуются навыки пользования самостоятельной активной речью, осуществляется коррекция общего и речевого поведения, закрепляются формы вежливого обращения.

Игра является одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Настольные игры и параллельно с этой работой необходимы словесные игры, обязательны использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

В группах есть игровые уголки для проведения сюжетно – ролевых игр : «Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» ит. д., что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером – сверстником, партнером – взрослым.

Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. В подвижных играх у детей развивается умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности; умение учитывать в процессе игры настроение, эмоциональное состояние сверстников.

Еще в детском саду можно оформить такие уголки, как:

Уголок науки (исследовательский центр).

В данном центре можно разместить разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Можно приготовить атрибуты для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки: транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный макет с разметкой улиц и дорог.

Важным компонентом речевой среды является организация взаимодействия с родителями. Для этого можно использовать разные формы взаимодействия с родителями. - наглядная агитация (оформление информационных стендов в родительских уголках, папок-ширм, выставки книг и пособий, оформление книжек- малышек с детскими рассказами); - родительские встречи, конференции по развитию речи детей; - опыт семейного воспитания; - индивидуальные беседы и консультации; - посещение семьи ребенка; - «включение» родителей в педагогический процесс (приглашение родителей на занятия по развитию речи, совместные сочинения рассказов и сказок, конкурсы, праздники, День открытых дверей, литературные чтения в детском саду, организованные родителями.)

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной.

Публикации по теме:

Развитие речи у детей в средней группе посредством театрализованной деятельности СЛАЙД 1 «Развитие речи у детей в средней группе посредством театрализованной» деятельности СЛАЙД 2 «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие связной речи дошкольников» «Развитие связной речи дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ Подготовила Борисова Ольга Борисовна учитель-логопед МКОУ ЦПМСС г. Пудож.

Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Активизация творческих способностей дошкольников, педагогов, родителей посредством организации театрализованной деятельностиАктивизация творческих способностей дошкольников, педагогов, родителей посредством организации театрализованной деятельности Методическая разработка Музыкально-творческий проект: «Активизация и развитие творческих способностей дошкольников, педагогов и родителей,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической,.

Развитие речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством коллекционирования кукол для театрализованной деятельности Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества. Любую фантазию, впечатления из окружающей жизни.

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности Развивающее занятие в подготовительной группе. «Семена для лунных жителей» Цели: развитие чувств, эмоций; развитие.

Речевое развитие дошкольников посредством театрализованной деятельности Для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности практикуется выразительное чтение и рассказывание детей на занятиях,.

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театрализованной деятельности» «Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазий, а без этого он засушенный цветок!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 22 августа 2019 в 22:37
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Стоянова Алена Игоревна (УИ 254846) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД