Евгения Арсентьева
«Развитие речи детей во второй младшей группе». Проект самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Проект самообразования воспитателя
по теме:
во второй младшей группе»
Разработал:
Воспитатель группы№17
Арсентьева Е. С.
Срок реализации:
2020/2021 уч. год
Актуальность
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребенка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем, связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речи. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать, подготавливает детей к вычленению смысла слов.
Цели проекта:
• Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
• Развитие предпосылок связной речи у детей.
Задачи проекта:
• Повышение уровня квалификации по проблемам развития речи младших дошкольников;
• Обогащение методической копилки педагога формами и методами работы с малышами;
• Развитие звуковой культуры речи малышей;
• Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков родного языка;
• Целенаправленное обогащение активного словаря воспитанников;
• Развитие грамматического строя речи, связной речи;
• Формирование потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками;
• Знакомство детей с произведениями художественной литературы;
• Повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития их детей.
Продукт проекта:
В качестве отчета о проделанной работе, помимо перечня проведенных мероприятий, документов и фото, предполагается изготовление лэпбука, наполненного дидактическими играми, логопедическими приемами и другими видами деятельности, направленными на развитие речи ребенка. Данный лэпбук может использоваться педагогами и родителями при работе с детьми.
Направления деятельности:
Работа педагога:
1. Создание наглядно-дидактического материала.
2. Изучение опыта ведущих специалистов, логопедов, посещение курсов повышение квалификации по вопросам проекта.
3. Отслеживание информации о конкурсах чтецов среди воспитанников ДОУ и подготовка участников.
4. Создание лэпбука, наполнение его интересным и красочным игровым материалом.
5. Оформление книжного уголка и пополнение его материала.
Работа с воспитанниками: Наибольшее внимание в развитии речи на 4м году жизни мы решили уделить звуковой культуре речи. А именно – правильному произнесению звуков, слов, скорости и громкости речевого высказывания. Правильное артикулирование звуков не только обеспечивает четкость их произношения, но и обслуживает другие функции речи. Затруднения в проговаривании звуков лишают артикуляционной опоры восприятие звуков речи. Нечеткость рецепции звуков может привести к отставанию и овладении звуковым составом слова, что в свою очередь ведет к нарушениям письма, нередко наблюдающимся и таких случаях. Другое следствие затруднительного произношения – ограниченность активной речи. Нечеткость приозношения при определенных условиях ведет к недоразвитию не только активной, но и пассивной речи. Ограниченность пассивного запаса слов и недостаточное овладение звуковым составом слова вызывают аграмматизм, т. е. нарушают нормальный ход овладения грамматическим строем языка.
Работа над дикцией, интонацией, темпом речи, элементами культуры речевого общения, расстановка логических ударений – все это также включено в звуковую культуру речи. Для освоения перечисленными навыками широко используется чтение художественной литературы, знакомство с народным творчеством. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его духовного развития. Например, так для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи используются малые формы фольклора. Дети учатся выражать огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Необходимо также учить детей изменению слов по падежам, согласованию существительных в роде и числе, правильному употреблению пространственных предлогов, различным способам словообразования. Работа над грамматическим строем речи должна рассматриваться в тесном единстве со словарной работой. И тогда, все это даст возможность научить детей соединять в законченное целое не только слова, но и отдельные предложения, фразы.
Занятия по развитию связной речи включают обучение детей пересказу, в т. ч., с использованием мнемотехники; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
Формы работы с детьми:
o Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
o Дыхательная гимнастика.
o Логопедические минутки.
o Беседы (по календарному плану).
o Дидактические игры на развитие речи.
o Проведение индивидуальных и подгрупповых занятий.
o Чтение художественной литературы, в т. ч. знакомство с малыми формами народного творчества.
o Наблюдения на прогулках
-за живой, или неживой природой,
-ближайшими строениями,
-деятельностью детей,
-трудом людей.
o Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники, подготовка отдельных воспитанников к участию в конкурсах чтецов.
Работа с родителями: Никакая воспитательная работа невозможна без активного участия родителей. Каждый родитель обладает своим уникальным воспитательным стилем, а именно: определённым образом выражает свою привязанность к ребёнку, откликается на его потребности, предъявляет ему свои требования, контролирует их выполнение. Воспитательный стиль и взаимоотношение тесно связаны друг с другом. Однако, родителям зачастую не хватает современного педагогического опыта, знаний в вопросах речевого развития ребенка. Задача воспитателя здесь – своевременное консультирование, «подкидывание» идей для совместного интересного и развивающего досуга, объяснение возрастных особенностей детей. Так, например, стоит донести до родителей, что в этом возрасте (3-4 года) неправильное произношение звуков, ограниченный запас слов, несформированность предложений представляют собой явление, сопровождающее нормальное овладение речевой функцией (так называемое физиологическое явление). Его нельзя смешивать с патологическими отклонениями в развитии речи.
Опыт работы показывает, что включение родителей в совместный коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность.
Формы работы с родителями и сроки их проведения:
1. Анкетирование «Речевое развитие ребенка». Сентябрь-октябрь.
2. Серия индивидуальных консультаций на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста». Весь период.
3. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 – 4 лет. Острый слух – правильная речь». Декабрь.
4. Папка передвижка «Речевые игры по дороге в детский сад». Ноябрь, март.
5. Закрепление дома полученных в детском саду знаний и умений по теме проекта. Весь период.
6. Участие родителей в разучивании стихотворений. Октябрь-май.
7. Пополнение, в т. ч. с помощью родителей, библиотеки книжного уголка. Весь период.