Евгения Старкова
Программа социального партнерства с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Главные цели взаимодействия с семьями обучающихся дошкольного возраста:
1) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
2) обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Основные задачи взаимодействия с семьями:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
2)просвещение родителей (законных представителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
3)способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4)построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5)вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Принципы взаимодействия с семьями
1)приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка
2)открытость: для родителей (законных представителей) должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребёнка в группе;
3)взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей
4)индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье
5)возрастосообразность
Особенности взаимодействия с семьями
Деятельность педагогов ДОО по построению взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников осуществляется по нескольким направлениям:
1)диагностико-аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а также планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
2)просветительское направление предполагает просвещение родителей по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста; ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области ДО, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста; информирование об особенностях реализуемой в ДОО образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
3)консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей по вопросам их взаимодействия с ребёнком, особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов; способам организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребёнка.
Реализация данной темы может быть осуществлена в процессе следующих направлений просветительской деятельности:
1)информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребёнка (рациональная организация режима дня ребёнка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребёнком и другое, о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и другое, наносящих непоправимый вред здоровью ребёнка;
2)своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
3)информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
4)знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;
5)информирование родителей о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и другое).
Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
Направления взаимодействия Формы и методы взаимодействия
Диагностико-аналитическое направление опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
Просветительское и консультационное направления групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки- передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ДОО для родителей (законных представителей, педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; медиа репортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают также и досуговую форму - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Планирование сотрудничества с родителями старшей группы
на 2022– 2023 уч. год
Тема Цель Взаимодействие с родителями
Сентябрь «Любите ли вы театр?» Определить отношение родителей к театру и вовлеченности их к образовательному процессу.
Дать родителям полное представление о театре в детском саду и дома, его важности в значимости ребенка.
Дать родителям рекомендации, обеспечивающие благоприятные условия для развития у детей интереса к театрализованной деятельности. • Анкетирование
• Беседа-консультация
• Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.
• Рекомендация в родительском уголке «Домашний театр как средство формирования отношений в семье».
Октябрь Круглый стол «Играем в театр» Раскрытие значения театрализованной деятельности во всестороннем развитии личности ребенка, содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность детского сада. • Совместные игры-драматизации детей, родителей и воспитателей.
• Индивидуальные беседы «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству».
Ноябрь Консультации для родителей Педагогическое просвещение родителей как театрализованная деятельность влияет на развитие ребенка. • Консультация на тему «Как организовать домашний театр».
Декабрь Творческие мастерские Создать условия для развития творческой активности детей и родителей в театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и ДОУ • Привлечь родителей к созданию персонажей для варежкого театра к сказке «Теремок»
• Помощь родителей в усовершенствовании ширмы.
Январь Семейная викторина «Что я знаю о театре» Побуждать детей и родителей к активному общению, развитие интереса к театрально-игровой деятельности. • Консультации по вопросу «Что должен знать дошкольник о том, как вести себя в театре?»;
• Консультации по вопросу «Сочинение и постановка этюдов с детьми в домашнем театре».
• Консультация воспитателя на тему «Развитие творческих способностей с помощью речевых игр».
Февраль Совместные литературные вечера «В гостях у сказки Вовлечение родителей в совместную работу, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества • Беседы «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству».
Март Мастер-классы «Театральная мастерская. Развивать интерес к изготовлению декораций, костюмов, настольных театров своими руками совместно с родителями и детьми. • Мастер-класс для родителей на тему «Как изготовить театральную куклу?»
• Привлечь родителей к созданию персонажей для настольного театра по сказкам.
Изготовление костюмов и декораций совместно с воспитателем.
Апрель Совместные спектакли Перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду. • Мероприятие в ДОУ «Праздник Весны»
Май Выставка детских рисунков «Театр глазами детей» Совершенствовать художественно прикладное искусство • Индивидуальные беседы «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству».
• Оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему «Волшебный мир театра».
Июнь Активизация включенности родителей в интересы и потребности ребёнка.
Развитие творческого взаимодействия детского сада и семьи.
Привлекать родителей к совместному с детьми творчеству, рисованию мелками на асфальте. • Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в ДОУ летом»
• Конкурс рисунка на асфальте «Здравствуй лето красное»
Июль Активизация родителей в участии по благоустройству участка группы.
Привлечение внимания родителей к активному использованию летнего периода для закаливания ребёнка • Смотр – конкурс лучших площадок «Лучший участок».
• Консультация: "Домашний театр»
Август Повысить предусмотрительность родителей на дорогах. Призвать родителей проводить с детьми беседы о правилах безопасного поведения на проезжей части. • Консультация ««Правила дорожного движения», «Осторожно дорога!»
• Фотовыставка «Лето чудная пора».
Планирование деятельности в рамках проекта «Театр и дети»
Месяц Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействие с родителями Взаимодействие с педагогами
сентябрь Разработка и планирование проекта «Театр и дети» Создание необходимых условий для совместной театральной (организация и пополнение театрального уголка в группе) Рассматривание книг, картин, иллюстраций о театре Консультация «Театрализованные занятия в детском саду» Беседа с психологом «Сказочные герои. Роли в театральных постановках»
октябрь Беседа «Что такое театр?»
«С чего начинается театр» Начальный этап мониторинга проекта «Театр и дети» Просмотр видеофильма «Театры нашего города» Анкетирование «Театральное искусство с детского сада» Выставка творческих работ детей «Театр»
ноябрь Беседа «Виды театров: драматический, кукольный, оперный» Инсценирование «Три мамы» на празднике «День матери» Просмотр видеоролика «Как мы с мамой были в театре» Консультация на тему: «Театр в детском саду. Какой он?» Психогимнастика «Кто ты, маска?»
декабрь Беседа о правилах поведения в театре
«Культура зрителя» Инсценирование сказки «Три поросенка» на новогоднем утреннике Создание альбома для рассматривания с фотографиями, иллюстрациями о видах театров Консультация на тему «Возрождаем домашнее чтение» Изготовление
январь Знакомство с театральными профессиями (режиссер, гример, декоратор, артист и т. п.) Подготовка к инсценировке сказки «Теремок», разучивание диалогов и сценок для постановки младшим дошкольникам Просмотр мультфильма «Теремок» Мастер класс по изготовлению элементов костюмов для домашнего инсценирования Изготовление билетов в театр
февраль Беседа о кукольном театре, о работе кукловода Показ для детей младшего дошкольного возраста театрализованной сказки «Теремок» Просмотр видеоролика «Вот они какие разные наши мамы» Круглый стол «Как организовать музыкальный вечер в семье» Изготовление костюмов и атрибутов для инсценирования
март Беседа: «Профессия актер, профессия артист. Это очень интересно» Постановка сказки «Колобок» на утреннике, посвященному Международному женскому дню Рассматривание иллюстраций и картинок по сказке «Колобок» Консультация: «Театр из разнообразного бросового материала» Выставка творческих работ «Каким я вижу своего театрального героя»
апрель Беседа «Театральный реквизит. Что это такое?» Презентация современного искусства о театре Викторина «В гостях у сказок» Мастер класс «Куклы для театра своими руками» Подготовка фотоальбома по проекту «Театр и дети»
май Беседа «Театр в нашей жизни» Подготовка к инсценированию ко Дню Победы Инсценирование «Каша из топора» Подведение итогов работы по театральной культуре Фотовыставка «Театр и дети»