Соколова Светлана Владимировна
Развитие речи детей с ТНР посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие речи детей с ТНР (с тяжёлым недоразвитием речи) посредством пальчиковых игр"
[/b]
Как всем известно, речевой центр головного мозга располагается вблизи двигательного центра. Поэтому, чем чаще и больше будет двигаться ребенок, чем лучше развиваются его пальчики рук и ног, тем раньше, чётче и лучше он будет разговаривать.
На что же нужно обращать внимание по отношению к поведению детей? Вот несколько подсказок:
Публикация «Развитие речи детей с ТНР посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
-обращайте внимание на то, как ребенок ест. Если ему трудно пережевывать твердую пищу и он всячески пытается этого избежать – это очень важный момент, говорящий о том, что речевой аппарат развивается плохо. Предлагайте твердую пищу, например, грызть целую (не тертую) свежую морковь, отваренное мясо говядины, целые (не резанные) яблоки твердых сортов и т. п.
-если пальчики малыша с трудом захватывают мелкие предметы – это еще один тревожный звоночек- пальчиковая моторика не развита или недоразвита и как следствие, возможны и речевые проблемы.
-если ребенок не может прыгнуть одновременно двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из него, приземляется на пятки или падает при приземлении, или касается пола руками, переступает через обруч или переступает в прыжке ногами поочередно- координация движений нарушена.
-если по вашей команде ребенок садится на пол и встаёт без помощи рук- молодец- двигательная маневренность и скорость движений ребенка хорошая. Многие дети сесть на пол могут, а вот подняться без помощи хотя бы одной руки может меньшая часть. А если задание выполнять не в медленном темпе, а в более высоком, то их количество еще уменьшится.
-если ребенок повторяет показанный вами ряд простых движений (рук или кистей рук) именно в той последовательности и скорости, которую вы задали, молодец! Многие дети с речевыми нарушениями повторить не могут или отказываются выполнять и эти проблемы даже не в скорости выполнения, а в том, что ребенку трудно соотнести свои действия с вашими, запомнить и выполнить переход от одного движения к другому- Есть над чем работать! Это показывает достаточно ли согласовано действуют определенные группы мышц ребенка.
Таким образом, можно увидеть с какими трудностями сталкивается ребенок при выполнении задания и на что следует обратить внимание.
Особое внимание стоит уделить синкинезиям- сопутствующим, непроизвольным движениям: высовывание язычка при особом старании, нескоординированная отмашка во время ходьбы или при прыжковых движениях, наклоны вперед головы ребенка, непроизвольные движения губами, могут появиться дизгармоничные мимические движения.
Работая с детьми с тяжелым недоразвитием речи понимаешь необходимость параллельной работы с ребенком дома родителями, что очень помогает педагогам в достижении положительной тенденции развития речи ребенка и результатов освоения целевых ориентиров программы.
Таким образом, развивая мелкую и общую моторику детей мы развиваем речевой центр головного мозга.
Дети, которые не пропускают зарядку, физкультуру, пробуют повторять во время пальчиковых игр и физкультурных минуток, играют в подвижные игры и во время минуток релаксации, лепят из пластилина и глины, теста и песка, играют с водой и структурными игрушками, играют на структурных ковриках, с вязанными игрушками и из мешковины, повторяют движения на музыкальных паузах и во время театрализованных действий и т. п., пробуют, стараются и просто пытаются повторить ввиду своих ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ, развиваются быстрее. Быстрее развивается их звукоподражание и в итоге речь.
В продолжении всего дня работы с детьми и во время непосредственно образовательной деятельности, мною используются стихотворные формы (стихи, потешки, пословицы, поговорки, загадки, элементы театрализации и т. п.) и наложенные на них движения. Движения пальцев рук, общие физические упражнения, ритмически подходящие для возрастных особенностей детей. Развиваем мимические мышцы- их напряжение и расслабление, и не только во время артикуляционных упражнений, но и во время игр.
Пальчиковая игра по теме: «ОБУВЬ»
Как у нашей кошки Плавными движениями рук перед собой
показываем кошку
На ногах сапожки. Прыгаем на двух ногах, руки на поясе
Как у нашей свинки Перед носом скручиваем кулачок к кулачку
На ногах ботинки. Прыгаем на двух ногах, руки на поясе
Как у пса на лапках Перед грудью руками показываем как пес
кусается – сжимаем и разжимаем пальцы
Голубые тапки. Прыгаем на двух ногах, руки на поясе
А козленок маленький Указательным и средним пальцами
показываем рога
Надевает валенки. Прыгаем на двух ногах, руки на поясе
А сыночек Вовка — Шагаем на месте
Новые кроссовки. Прыгаем на двух ногах, руки на поясе
Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями-2раза и
удары и кулачками по коленям- 2раза
Новые кроссовки. Прыгаем на двух ногах, руки на поясе