Бунакова Елена
Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность одна из самых любимых и привлекательных для детей дошкольного возраста. В процессе театрально-игровой деятельности формируется, диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Поэтому необходимо создавать в группе такие условия, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Для успешного развития речи детей создаётся в группе благоприятная развивающая предметно-пространственная среда : оформляется центр литературно - речевого развития, включающий в себя уголок музыкально - театрализованной деятельности. Где представлены различные виды театров, доступные возрасту воспитанников. Имеются атрибуты для ряженья, ширмы.
Публикация «Развитие речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для достижения цели используются следующие методы и приё мы: ситуации «проживания»; речевые приёмы, которые включают в себя чтение произведений, рассказывание, заучивание наизусть, диалоговое общение, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры; слушание аудиозаписи. Работа по развитию речи посредством театрализованной деятельности включает в себя следующее содержание: мимические этюды; упражнения на имитацию движений и звукоподражание, активизацию словарного запаса, интонационную выразительность, формирование разговорной речи, развитие речевого дыхания, голоса; артикуляционную гимнастику; хороводные и подвижные игры с героями; инсценировки потешек, стиховорений, сказок; показ театрализованных представлений. Многолетний опыт работы показал положительное влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников, поэтому ее можно включать в режимные моменты в течение дня. Любимые персонажи сказок помогут формировать культурно - гигиенические навыки малышей. Подготовка к драматизации в младшем дошкольном возрасте происходит постепенно. Процесс знакомства со сказкой планируется заранее. Подбираются доступные и понятные малышам сказки: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Привередница», «Зимовье зверей», произведения К. И. Чуковского и другие. Прочитывается произведение, рассматриваются иллюстрации к нему. Проводится беседа с обсуждением героев сказки, их действий и поступков. Малыши рассказывают сказки по картинкам. Более подробно можно познакомимся с персонажами посредством подвижных игр, таких как «У медведя во бору…», «Зайка беленький сидит…» и др. С детьми младшего возраста начинается работа по обыгрыванию потешек, стихотворений А. Барто, которые побуждают ребенка к диалогу, выражению своих эмоций. В самостоятельной деятельности предлагаются детям настольные игры, пазлы и разрезные картинки, кубики по сюжетам сказок. Всё это дает возможность воспитанникам быстро запомнить содержание произведения, почувствовать характер того или иного героя. Большое внимание уделяется разыгрыванию сюжета сказки с помощью различных видов театра. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться сочетанием выразительных средств. Для того чтобы дети эмоционально проговаривали фразы, четко произносили звуки и выполняли, характерные для героев движения, применяется упражнение «Прогулка в лесу» (о том, как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Здесь дети учатся произносить звукоподражание с различной интонацией. Во время работы над драматизацией обогащается словарь детей. В словесном упражнении «Что герой расскажет о себе?», дети учатся подбирать прилагательные, характеризующие персонажей сказки. Например, медведь – косолапый, неуклюжий, большой, мохнатый, мышка – добрая, весёлая, серенькая, маленькая, приветливая, гостеприимная и т. д. Для активизации глаголов в речи дошкольников используется упражнение «Кто и как передвигается?». Например, в работе над сказкой «Волк и семеро козлят» оговариваются действия героев: один козленок прыгнул, другой убежал, третий спрятался, четвёртый пролез т. д. Чтобы речь детей звучала четко, проговаривать чистоговорки с разной силой голоса «громко», «тихо» и меняя интонацию - удивленно, вопросительно, испуганно. Скороговорки можно повторять с ускорением или замедлением, закрепляя с детьми понятия «быстро», «медленно», «умеренно». Театрализованная деятельность организуется таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в той ли иной роли. Для распределения ролей можно использовать следующие приё мы: выбор детьми роли по желанию; назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам, на которых изображены герои сказок и зрители; считалочкой; проигрывание ролей в парах. Особое внимание уделяется взаимодействию с семьёй. Рекомендуется предлагать родителям наглядную информацию, которая периодически обновляется. Это памятки, папки - передвижки «Непослушные звуки», «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста», «Роль пальчикового театра в развитии речи детей» и т. д. Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей и зрителей. Они могут быть привлечены к организации театрализованной постановки как костюмеры и декораторы, а так же в роли героев произведений.
Таким образом, планомерная, целенаправленная и систематичная работа по развитию речи детей младшего и среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности является базовым фундаментом для последующего, полноценного развития речи детей в процессе их взросления.
Список литературы:
1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М. : Просвещение, 2005. - 126 с.
2. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2001.
3. Ушакова, О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод. реком., мониторинг / О. С. Ушакова. - М. : ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.