Милана Шамхалова
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством метода моделирования сказки
▼ Скачать + Заказать документы
«
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством метода моделирования сказки»
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Дошкольный возраст -
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством метода моделирования сказки» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
это период активного усвоения ребенком разговорного языка. И от того на сколько будет развита его речь, зависит его успешное обучение в школе, социализация в обществе. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Современные дети находятся под воздействием большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек. Поэтому важно использовать более эффективные, интересные, занимательные для детей приемы и средства. Одним из таких средств является наглядное моделирование. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности-это сказка.
Моделирование – вид воображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.
Цель моделирования — обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Существует несколько видов моделирования сказок :
сериационный;
двигательный;
временно – пространственный.
В качестве условных заместителей (элементов модели) сказки могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы, контрастная рамка, коллаж – приемы фрагментарного рассказывания.
Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы.
Знакомство со сказкой.
Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи.
Это направление включает в себя следующие виды работы:
а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй;
б) описание предметов с указанием их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных – грустный, веселый и т. д. Специальные игры и упражнения по использованию синонимов и антонимов.
в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности.
3. развитие умственных способностей – задания на развитие мышления и воображения:
формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда);
развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок.
развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями.
В своей практике метод моделирование сказки я начала с детьми 3-4 лет. Да, вы не ошиблись! Уже детям с 3 лет этот метод доступен для понимания. Свою работу я начала с самых азов. Прежде чем начинать работу по построению и использованию наглядных моделей, мы знакомились со сказкой (чтение сказки, закрепляли названия героев, определяли размер, количество героев, цвет их одежды. Так же рассматривали иллюстрации, просматривали театрализованные постановки по сказке, обыгрывали сказку, используя разные виды театра, играли в настольно-дидактические игры по сказкам. А уже затем мы строили модель к той или иной сказке, используя заместители. В основном геометрические фигуры (круги одинаковой величины, но разного цвета, или наоборот). Сказки я подбирала, самые простые и знакомые детям («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок» и т. д.). Затем мы переходили к составлению двигательной модели («Кот, петух и лиса», «Три поросенка», «Три медведя», и т. д.). Модель сказки не даёт детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справляются с заданием, стараются полно передать содержание сказки, вспоминают повторы сказки, образные сравнения. После рассказывания сказки можно задать детям вопросы:
понравилось вам составлять сказку-модель по фигуркам – заместителям
назовите сказочных героев
назовите сказочные действия.
Детям нравилась такая работа и они активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга.
Используя модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу.
Таким образом, используя методы моделирования сказок можно быть твёрдо убеждённым, что они дают положительные результаты.