Бузакова Елена
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей дошкольного возраста
посредствам игровых технологий»
Елена Алексеевна Бузакова
Филиал №4 Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
Шалинского городского округа
«Детский сад №3»- «Детский сад п. Шамары»,
воспитатель, соответствие занимаемой должности
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как современные дети живут в мощном потоке информации. Сейчас вместо живого общения, живой бабушкиной сказки пришли аудиосказка, видеофильмы, телевизоры, компьютеры, планшеты. Наблюдая за тем, как развивается речь детей, как играют малыши, сделала вывод о том, что с каждым годом ситуация ухудшается. Дети мало общаются между собой, не вступают в диалог. А ведь развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими необходимо. И начинать эту работу надо уже в раннем возрасте. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельностидетей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых развивается речь детей.
Игра – ведущая деятельность ребёнка. Но и с ней ситуация неоднозначна. Многие дети совершенно не умеют играть, переносить действия с одного предмета на другой, использовать в игре предметы – заместители, поэтому начала работу над развитием речи детей в игре.
Игра сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, вплоть до самого перехода в юность. Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по жизни, познавая реальность.
Таким образом, приоритетным направлением моей работы являлось создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам игровой деятельности. Реализация данного направления осуществлялась через решение следующих задач:
- формирование словаря;
- развитие звуковой культуры речи, связной речи;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие речи как средства общения.
Использую различные виды игр для развития речи детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которые осваивает ребёнок. Так, играя с детьми в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Маша проснулась», «Магазин игрушек», помогаю детям закрепить знания о названии одежды, столовой посуды, активизирую речь. Обогащаю словарь детей через дидактические игры: «Отгадай и назови», «Отгадай, кто к нам пришёл», «Кто что делает», «Назови животных» «Профессии». Для расширения, обогащения и активизации словаря использую дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит», упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи.
Для формирования речи, закрепления знаний о растениях, животных, овощах и фруктах используюнастольно– печатные игры: «Парные картинки», «Лото»и другие. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры,дети учатся обозначать действия, употреблять глаголы. В играх: «Больше – меньше», «Чудесный мешочек» совершенствуются умения видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляютсязнания о цвете и величине, таким образом, обогащается словарь прилагательными.
Регулярное составление разрезных картинок и кубиков, формируетумение логически мыслить, развивается умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как предложить детям задание сложить картинку из её частей, предлагаю рассмотреть целую картинку и описать ее, это, является эффективным сочетанием наглядности и слова, а яркие предметы и картинки вызывают желание их рассмотреть. Познавая окружающий мир, ребёнок, усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.
Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Театрализованная игра помогает создать ситуации, в которых необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка : стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
В театрализованной деятельности использую следующие методы и приё мы:
игровые (элементы подвижной игры, сюрпризные моменты, имитационные движения с элементами звукоподражания, обыгрывание текста);
словесные (повторение речевого материала, вопросы, использование текстов с повторяющимися элементами, чтение произведений со звукоподражаниями, договаривание слов, фраз, похвала);
наглядные (использование иллюстраций к текстам, использование игрушек, персонажей кукольного театра).
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно, такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми. Например, в играх «Парикмахерская», «На приёме у врача», дети знакомятся с профессий, учатся брать на себя роль, выполнять соответствующие действия.
Огромное влияние на развитие речи воспитанников оказывают подвижные игры, так как они сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение. Дети вслушиваются в слова текста, сосредотачивают внимание на содержании. Стихотворные слоги задают ритм движения. Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия. Для проведения подвижных игр с текстом изготовила и использую соответствующие атрибуты, картотеки.
Созданная развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности, помогая в установлении эффективного общения детей с взрослыми и детьми.
Таким образом, развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности, для того чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.
Вывод:
Использование игровых технологий в педагогическом процессе положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.
Список использованных источников:
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988.
2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999.
3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
4. Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. - М., 1997.
5. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры. — М., 1996. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников: методические рекомендации / И. С. Сергеева, Ф. С. Гайнуллова. - М. : КНОРУС, 2016.
Интернет-источники:
https://igraem.pro/razvivaem-vnimanie-i-pamyat/
https://chudo-udo.com/ot-6-do-9-let