ольга мальцева
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры». Семинар
▼ Скачать + Заказать документы
«Слово есть первый признак
сознательной, разумной жизни.»
К. С. Аксаков
Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать словами: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и великую радость.
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
Публикация «„Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры“, Семинар» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Темочки
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста – сложный, систематический процесс. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.
Речь сопровождает и совершенствует познание детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.
Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста проходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение. Со словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ним совершается.
Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития, одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. В этом возрасте дети еще не могут определить, какой звук или что в слове произнесено неправильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые дети говорят очень тихо, чуть слышно, другие – крикливо. Не все умеют управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса.
Речь рассматривается как один из психических процессов, становление которых осуществляется в единстве с общим психическим развитием ребенка. В частности с развитием познавательных процессов. Главным проявлением речи выступают попытка ребенка выразить мысль добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. И так важно на данном этапе методически грамотно помочь ребенку в развитии речи.
Но все задачи развития и воспитания детей полноценно решить можно только при условии правильного обучения речи. И именно в игре, так как для детей младшего дошкольного возраста она является основной деятельностью. Игра для этого возраста – это средство воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. А дидактическая игра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста играет особо важную роль.
Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве метода они широко используются на занятиях по ознакомлению с окружающим, живой природой, по формированию элементарных математических знаний, развитию речи, а также в целях обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. Содержания и правила игры подчинены воспитательно – образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий. Учитывая вышеизложенное, поставила перед собой следующую цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру.
Задачи:
1. обогатить пассивный и активный словарь детей;
2. формировать звуковую культуру речи;
3. развивать грамматической строй речи.
Для достижения цели использую следующую систему методов и приемов: словесный, наглядный, практический, а также различные ТРИЗовские методы (метод контрольных вопросов, метод ассоциаций). Применяю такую систему приемов, как беседа, игровая ситуация, наблюдения, опыты, интегрирующий и направляющий вопросы, игровые действия, неожиданные для детей сюрпризы.
Занимаясь с детьми, использую различные формы работы:
1. наблюдение;
2. экспериментирование;
3. исследование;
4. практическая деятельность.
С целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, использую также иллюстративный материал: картинки, изображающие предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.).
Форма организации детей различная :
- фронтальная;
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная.
В группе создаю условия для совершенствования развивающей среды. Это уголки по интересам, творческие уголки, в которых находится различный игровой материал (лото, домино, различные кубики, кубики с символикой. Мозаика, игры – ассоциации и др.).
В руководстве с дидактическими играми в развитии речи детей выделяю три этапа : подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.
Первый этап. Подготовка дидактической игры.
Отбираю игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во вне учебное время, места (в групповой комнате, на участке, на прогулке, определение количества участников (вся группа, небольшая подгруппа, один ребенок, необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).
Предварительно сама изучаю и осмысливаю ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль. Игра проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлен не только воспитатель, но и дети, то есть если они имеют знания, представления о предметах, явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи.
Второй этап. Проведение дидактической игры.
Объяснение игры начинаю с ознакомления детей с ее содержанием и дидактическим материалом, который использую (предметы, картинки, после четко и ясно излагаю правила игры и описываю игровые действия, затем показываю, как правила игры выполняются, и закрепляю их знание детьми. Участвую в игре, направляю действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом.
Третий этап. Проведение итогов игры.
Отмечаю для себя тех, кто четко выполнял правила, помогая товарищам, был активен, честен. Анализ игры направляю на выявление эффективных приемов ее проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход. Кроме того, он позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей, а значит, правильно организовать в дальнейшем работу с ними.
На занятиях по обогащению словаря учитываю, что слово закрепляется вначале в пассивном словаре ребенка (понимание) и лишь затем – в активном.
В формировании пассивного и активного словаря большую помощь оказывают следующие дидактические игры : «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (одежду, мебель, игрушки, «Куда, что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет, платье повесить в шкаф и т. д., «Что изменилось?» (кукла Катя одела шапочку, бублик положили в блюдце и т. п., «Чей малыш?». «Чья мама?» ( группировать животных по принципу: взрослое животное – детеныш, «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, цветок – цветочек, «Подскажи словечко» (используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений, «Найди зеленый карандаш», «Принеси кукле Маше варежки» и др. Для обогащения словарного опыта также провожу наблюдения за явлениями природы, рассматриваем игрушки, одежду, растения и т. д. Читаем детские книжки и рассматриваем иллюстрации к ним, разучиваем стихи, потешки.
Большую помощь в развитии дыхания оказываю физминутка, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Самолеты», «Ладушки», «Наши ножки», где слова и движения согласованы между собой. Все это оказывает большое влияние на детей и способствует оздоровлению всего организма в целом.
Формирование звукопроизношения начинаю с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). правильное и отчетливое произнесение готовит артикуляционный аппарат к произношению сложных звуков, таких, как свистящие. Например, «Кто как кричит?», «Паровоз, машина», «Помоги пройти по дорожке», «Кто в гости пришел?». Использую следующие этапы отработки произношения звука:
1. проговаривание изолированного звука;
2. произношение несложных звукоподражательных слов;
3. отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой;
4. закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.
Подбираю игры на воспитание слухового восприятия «Катя, Катя», «Колокольчик – дудочка», «Машины», «Кто в гости пришел?», «Найди по звуку», «Кто нас позвал?».
Развиваю у детей способность различения громкости, высоты, интонированности звуков; для этого провожу следующие дидактические игры : «Большой – маленький», «Тихо – громко», «Киска – киска», «Кто как кричит», «Села птичка на окошко», «Злюка», «Путаница».
Формирую у детей грамматический строй речи, что позволяет ребенку устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения ко взрослому или сверстнику.
Неоценимую помощь во всем этом оказывают игры : «Мальчик играет с собакой», «Мишка пьет горячий чай», «Дети обедают».
Стараюсь как можно чаще проводить игры, которые эффективно развивают внимание, память, воображение: «Кто где спрятался?», «Собери цветок», «Кого не стало?».
Формирую положительное отношение к сверстникам, взрослым, к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, поощряю проявления сочувствия, сопереживания, способствую развитию коммуникативных навыков с помощью следующих дидактических игр : «Помоги одеть куклу», «Собери пирамидку», «Грибочки по местам», «Поможем бабушке», «Найди свое место».
Материал для занятий с детьми стараюсь оформить ярким, красочным с элементами новизны, неожиданности, сюрпризности, потому что лишь в этом случае игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей.
Для более успешной деятельности была создана система работы с родителями: беседы на собраниях, индивидуальные консультации, различные памятки.
Организуя игры с ребенком, необходимо внимательно присмотреться к нему, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что – либо не умеет, даже если с легкостью делают его сверстники.
Занимаясь с ребенком, надо помнить, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Ребенку еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточенно одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребенок видит новые и яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
Правило первое: не давайте ребенку для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее надо убрать из поля зрения малыша.
Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут совсем достаточно. Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого, смените игру на новую, и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.
Заканчивая игру, мы должны вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть еще лучше» или «Новая игра будет еще интересней».
Как показывает практика, наблюдения и диагностика работа, организованная с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи методически грамотно, эффективно влияет на общее развитие дошкольника и его социализацию в будущем.