Приложение МААМ

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры». Семинар

ольга мальцева
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры». Семинар
▼ Скачать + Заказать документы

«Слово есть первый признак

сознательной, разумной жизни.»

К. С. Аксаков

Дар слова – важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать словами: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и великую радость.

Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни. Но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.

Публикация «„Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры“, Семинар» размещена в разделах

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста – сложный, систематический процесс. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.

На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.

Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими. Это этап развития речевого общения.

Речь сопровождает и совершенствует познание детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии.

Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста проходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте, пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение. Со словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ним совершается.

Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития, одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. В этом возрасте дети еще не могут определить, какой звук или что в слове произнесено неправильно, хотя уже могут подметить несоответствие в звуковом оформлении слов.

Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые дети говорят очень тихо, чуть слышно, другие – крикливо. Не все умеют управлять своим голосовым аппаратом, регулировать громкость своего голоса.

Речь рассматривается как один из психических процессов, становление которых осуществляется в единстве с общим психическим развитием ребенка. В частности с развитием познавательных процессов. Главным проявлением речи выступают попытка ребенка выразить мысль добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих. И так важно на данном этапе методически грамотно помочь ребенку в развитии речи.

Но все задачи развития и воспитания детей полноценно решить можно только при условии правильного обучения речи. И именно в игре, так как для детей младшего дошкольного возраста она является основной деятельностью. Игра для этого возраста – это средство воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. А дидактическая игра в развитии речи детей младшего дошкольного возраста играет особо важную роль.

Дидактические игры – это игры обучающие. Их основное назначение способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Дидактические игры являются и методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью. В качестве метода они широко используются на занятиях по ознакомлению с окружающим, живой природой, по формированию элементарных математических знаний, развитию речи, а также в целях обучения детей определенным способам умственных действий, для систематизации, уточнения и закрепления знаний. Содержания и правила игры подчинены воспитательно – образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий. Учитывая вышеизложенное, поставила перед собой следующую цель: развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру.

Задачи:

1. обогатить пассивный и активный словарь детей;

2. формировать звуковую культуру речи;

3. развивать грамматической строй речи.

Для достижения цели использую следующую систему методов и приемов: словесный, наглядный, практический, а также различные ТРИЗовские методы (метод контрольных вопросов, метод ассоциаций). Применяю такую систему приемов, как беседа, игровая ситуация, наблюдения, опыты, интегрирующий и направляющий вопросы, игровые действия, неожиданные для детей сюрпризы.

Занимаясь с детьми, использую различные формы работы:

1. наблюдение;

2. экспериментирование;

3. исследование;

4. практическая деятельность.

С целью выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка, использую также иллюстративный материал: картинки, изображающие предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок и др.).

Форма организации детей различная :

- фронтальная;

- групповая;

- подгрупповая;

- индивидуальная.

В группе создаю условия для совершенствования развивающей среды. Это уголки по интересам, творческие уголки, в которых находится различный игровой материал (лото, домино, различные кубики, кубики с символикой. Мозаика, игры – ассоциации и др.).

В руководстве с дидактическими играми в развитии речи детей выделяю три этапа : подготовка игры, ее проведение, анализ результатов.

Первый этап. Подготовка дидактической игры.

Отбираю игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во вне учебное время, места (в групповой комнате, на участке, на прогулке, определение количества участников (вся группа, небольшая подгруппа, один ребенок, необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).

Предварительно сама изучаю и осмысливаю ход игры, ее правила, методы руководства и свою роль. Игра проходит успешно в том случае, если к ней хорошо подготовлен не только воспитатель, но и дети, то есть если они имеют знания, представления о предметах, явлениях окружающей жизни, необходимые для решения игровой задачи.

Второй этап. Проведение дидактической игры.

Объяснение игры начинаю с ознакомления детей с ее содержанием и дидактическим материалом, который использую (предметы, картинки, после четко и ясно излагаю правила игры и описываю игровые действия, затем показываю, как правила игры выполняются, и закрепляю их знание детьми. Участвую в игре, направляю действия детей советами, вопросами, напоминаниями, непосредственным показом.

Третий этап. Проведение итогов игры.

Отмечаю для себя тех, кто четко выполнял правила, помогая товарищам, был активен, честен. Анализ игры направляю на выявление эффективных приемов ее проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему). Такой анализ помогает совершенствовать подготовку игры и ее ход. Кроме того, он позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей, а значит, правильно организовать в дальнейшем работу с ними.

На занятиях по обогащению словаря учитываю, что слово закрепляется вначале в пассивном словаре ребенка (понимание) и лишь затем – в активном.

В формировании пассивного и активного словаря большую помощь оказывают следующие дидактические игры : «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (одежду, мебель, игрушки, «Куда, что надо положить?» (чашку поставить на поднос или в буфет, платье повесить в шкаф и т. д., «Что изменилось?» (кукла Катя одела шапочку, бублик положили в блюдце и т. п., «Чей малыш?». «Чья мама?» ( группировать животных по принципу: взрослое животное – детеныш, «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, цветок – цветочек, «Подскажи словечко» (используется при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений, «Найди зеленый карандаш», «Принеси кукле Маше варежки» и др. Для обогащения словарного опыта также провожу наблюдения за явлениями природы, рассматриваем игрушки, одежду, растения и т. д. Читаем детские книжки и рассматриваем иллюстрации к ним, разучиваем стихи, потешки.

Большую помощь в развитии дыхания оказываю физминутка, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, пальчиковая гимнастика «Зайка серенький сидит», «Самолеты», «Ладушки», «Наши ножки», где слова и движения согласованы между собой. Все это оказывает большое влияние на детей и способствует оздоровлению всего организма в целом.

Формирование звукопроизношения начинаю с гласных звуков и простых по артикуляции согласных (м, п, б, в, ф). правильное и отчетливое произнесение готовит артикуляционный аппарат к произношению сложных звуков, таких, как свистящие. Например, «Кто как кричит?», «Паровоз, машина», «Помоги пройти по дорожке», «Кто в гости пришел?». Использую следующие этапы отработки произношения звука:

1. проговаривание изолированного звука;

2. произношение несложных звукоподражательных слов;

3. отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой;

4. закрепление произношения звука во фразовой речи, включающей слова с данным звуком.

Подбираю игры на воспитание слухового восприятия «Катя, Катя», «Колокольчик – дудочка», «Машины», «Кто в гости пришел?», «Найди по звуку», «Кто нас позвал?».

Развиваю у детей способность различения громкости, высоты, интонированности звуков; для этого провожу следующие дидактические игры : «Большой – маленький», «Тихо – громко», «Киска – киска», «Кто как кричит», «Села птичка на окошко», «Злюка», «Путаница».

Формирую у детей грамматический строй речи, что позволяет ребенку устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения ко взрослому или сверстнику.

Неоценимую помощь во всем этом оказывают игры : «Мальчик играет с собакой», «Мишка пьет горячий чай», «Дети обедают».

Стараюсь как можно чаще проводить игры, которые эффективно развивают внимание, память, воображение: «Кто где спрятался?», «Собери цветок», «Кого не стало?».

Формирую положительное отношение к сверстникам, взрослым, к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, поощряю проявления сочувствия, сопереживания, способствую развитию коммуникативных навыков с помощью следующих дидактических игр : «Помоги одеть куклу», «Собери пирамидку», «Грибочки по местам», «Поможем бабушке», «Найди свое место».

Материал для занятий с детьми стараюсь оформить ярким, красочным с элементами новизны, неожиданности, сюрпризности, потому что лишь в этом случае игры вызывают интерес и эмоционально захватывают детей.

Для более успешной деятельности была создана система работы с родителями: беседы на собраниях, индивидуальные консультации, различные памятки.

Организуя игры с ребенком, необходимо внимательно присмотреться к нему, оценить его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что – либо не умеет, даже если с легкостью делают его сверстники.

Занимаясь с ребенком, надо помнить, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Ребенку еще очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребенка может быть сосредоточенно одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребенок видит новые и яркие предметы, но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

Правило первое: не давайте ребенку для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее надо убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут совсем достаточно. Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого, смените игру на новую, и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.

Заканчивая игру, мы должны вызвать у детей интерес к ее продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть еще лучше» или «Новая игра будет еще интересней».

Как показывает практика, наблюдения и диагностика работа, организованная с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи методически грамотно, эффективно влияет на общее развитие дошкольника и его социализацию в будущем.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Конспект дидактической игры «Яблоня» для детей дошкольного возраста Дидактическая игра «Яблоня». Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры». Семинар
Опубликовано: 26 января 2020 в 12:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры». Семинар» (включая файлы) размещена пользователем ольга мальцева (УИ 587267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД