Екатерина Якимова
Развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста через логоритмические упражнения на музыкальных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Якимова Екатерина Николаевна
МБДОУ г. Иркутска детский сад №90
Все чаще мы сталкиваемся с тем, что каждый год становится больше детей с нарушением речи, даже в обычных группах, многие дети с трудом выговаривают слова. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки. Развитие речи – одно из самых важных задач психического и физического развития ребёнка. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения ребёнка.
Публикация «Развитие речевых навыков детей старшего дошкольного возраста через логоритмические упражнения на музыкальных занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2022
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. На положительных эмоциональных реакциях ребята лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Устойчивость внимания детей на занятиях зависит от умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей. При обучении используются приёмы наглядности, занимательности, включения сюрпризных моментов.
• В «Приключениях язычка» я использую упражнение «Волшебная жвачка», которую мы сначала жуем, хорошо двигая нижней челюстью, а затем жвачка слепила наши зубы, которые мы не можем расцепить.
Стиснуть зубы и, не разжимая их, нужно сказать текст, например «Мишка косолапый», достаточно тяжело в упражнении говорить букву «р». Об нее язычок должен как бы «запнуться», и четко поставить точки в конце слов, заканчивающихся согласной.
Мишка косолапый по лесу идеТ,
Шишки собиРРРаеТ, песенки поеТ.
Шишка отскочила пРРРямо мишке в лоБ,
Мишка РРРассеРРРдился, и ногою тоП.
Затем разжимаем зубы и проговариваем, утрируя все эти звуки, хорошо открывая рот. Так мы можем прорабатывать любой текст.
• Ребятам раздаётся по 2 стаканчика (не одноразовые, из-под йогурта, сметаны или творожка, которые предварительно я раскрасила краской)
Сначала переворачиваем стаканчики, они превращаются в барабанчики, дети идут произвольно по залу, в разных направлениях, барабанят указательным пальцем и поют:
Зашагали ножки прямо по дорожке,
повстречали друга маленькие ножки (дети встают в пары)
стаканчики превращаются в шляпки, снимаем шляпку и поем:
Здравствуй, здравствуй, здравствуй, милый друг,
Здравствуй, здравствуй, посмотри вокруг.
Здравствуй, здравствуй, ты мне улыбнись,
Здравствуй, здравствуй, головкой поклонись.
По барабанчикам пальчики барабанят быстро, мы бежим и поем:
Побежали ножки прямо по дорожке
Повстречали друга маленькие ножки.
Барабаним, подпрыгивая пальчиками, поем пунктирный ритм.
Заскакали ножки прямо по дорожке,
Повстречали друга маленькие ножки.
В заключение приветствия можно поиграть в «Ладушки» с помощью стаканчиков, добавив щелчок языком при каждом хлопке.
Нам нужно совершить путешествие, для этого нам нужно подкрепиться.
• Стаканчики превращаются в кастрюльки, помешиваем пальцем.
Упражнение М. Родиной «Кукляндия» (слоги шу-ша)
Варит мама кашу, кашу – малашу.
Вкусная каша, каша-малаша (поглаживаем животик)
Подражание голосом маме мышке, лисичке, зайчика, робота (мимикой и голосом, подражая выбранному персонажу).
• Подкрепившись, мы отправляемся в путь. Наши стаканчики превращаются в руль машины. Мы едем, двигаясь в разном направлении, рулим и подражаем голосом машине «ЖЖЖ», как можно дольше, работая над дыханием. На нашем пути возникли препятствия – кочки. Едем, коротко говоря «ж-ж-ж», выталкивая букву животом.
• Дорога стала хуже, дальше мы едем на тракторе, вибрируя губами (упражнение В. Емельянова, трактор заехал на высокую гору, показывая голосом в высоком регистре, там тоже встретились кочки, делая короткие выдохи, помогая животом.
• Дорога закончилась, перед нами море, нам нужно плыть по волнам, стаканчики превращаются в кораблики, плывем по волнам «РРР», показывая голосом волны, «глиссандо» вверх-вниз.
• Капитаны должны посмотреть, далеко ли земля, для этого мы должны посмотреть в подзорную трубу (раскрываем 2 стаканчика, ставя их спинками, бинокль (2 стаканчика рядом).
Но тут поднялся шторм: стаканчики спинками трем друг о друга, все сильнее. (От пиано до форте) Затем начался дождь (стучим стаканчиками, шторм стихает (От форте до пиано).
• Мы приплыли на космодром. Садимся в космическую ракету, и взлетаем. Дети садятся на корточки, стаканчик на голове, подпрыгивают, голосом показывая взлет: глиссандо вверх «УУУ».
• Танцуем танец «В руки кубики мы взяли», заменив кубики стаканчиками.
В припеве можно каждый раз менять ритм:
Тук-тук, тук-тук.
Туки-тук, туки-тук.
Тук-тук, туки-тук.
Мы строим пирамидку из стаканчиков, делаем ушки зайчика, подушечку.
• Мы попали в студию звукозаписи, где нам предлагается озвучить песенку мультфильма. Петь мы будем голосами персонажей: «ко-ко», «му-му», «хрю-хрю», «ква-ква» и т. д. Поем любую детскую песенку, припевая выбранными слогами зверят, а это время дети стучат ритм песенки стаканчиками.
На студии нам предлагают поиграть на струнно-щипковых инструментах: на стаканчик поперек предварительно надевается денежная резинка, которая закрепляется еще одной резинкой, надетой на стаканчик поверх первой резинки, для закрепления. Дети играют на «струне», слушают, как она звучит. Играя, мы поем попевки: «Барашеньки - крутороженьки» или «Андрей – воробей».
• Можно отрабатывать звуки, стуча ритм в музыкальной фразе, при этом проговаривая любые слоги. Мы садимся в круг на коврик, стучим выбранный ритм об один стаканчик, о другой, на двух, в ладоши, переставляем стаканчики двумя руками, меняя их местами. Можем передавать один стаканчик по кругу (при этом четко придерживаться ритма музыки).
Таким образом, интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи. А использование системы специальных упражнений, различных игр, индивидуальная работа – всё это помогает нам добиваться положительных результатов в развитии речи ребёнка.