Светлана Виноградова
Развитие речевых и высших психических функций у детей дошкольного возраста в индивидуальной работе
▼ Скачать + Заказать документы
Установлено, что психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение) у ребенка развивается с прямым участием речи. С другой стороны, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций.
К сожалению, в последнее время мы всё чаще наблюдаем рост числа детей с различными расстройствами, как в речевом, так и в познавательном развитии. У таких детей, помимо проблем в речевом развитии, мы отмечаем нарушения в формировании основных психических процессов :
Публикация «Развитие речевых и высших психических функций у детей дошкольного возраста в индивидуальной работе» размещена в разделах
- слабый уровень развития способности к воспроизведению последовательности;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения;
- неточное понимание логико – грамматических конструкций;
- недостаточно развитое наглядно – образное мышление;
- низкий уровень ассоциативного мышления, трудности при подборе слов синонимов, антонимов;
- снижение концентрации, устойчивости, переключаемости и объема внимания;
- страдают все виды памяти;
- отмечается повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость;
- наблюдается излишняя двигательная активность или наоборот вялость детей.
Недоразвитие, несформированность психических функций у детей в свою очередь тормозит и мою коррекционно – логопедическую работу и образовательную деятельность педагогов.
Левина Р. Е. выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.
Т. А. Ткаченко пришла к выводу, что психические процессы теснейшим образом связаны с речевой функцией.
Я в своей логопедической практике очень широко использую и применяю параллельно с развитием речи детей игры и упражнения направленные на развитие ВПФ. На своих занятиях я включаю различные виды заданий, серии специальных игр и упражнений, направленных на коррекцию неречевых нарушений : внимания, памяти, восприятия и мышления.
Приведу примеры некоторых таких упражнений:
«Обведи по образцу». Выполняя это задание, у ребенка совершенствуется концентрация и распределение внимания, зрительное восприятие, совершенствуются графические навыки.
«Логические ряды». Дети учатся определять последовательность предметов, видеть закономерность чередования предметов в предложенном ряду. Предлагаю повторить заданную последовательность, продолжить или восстановить ряд. Параллельно автоматизирую поставленный звук – Р в речи (круг, квадрат, треугольник).
«Зашумленные картинки». Помогают развивать зрительное восприятие.
Конечно, данные методы не принесут сто процентных результатов и не устранят первопричины нарушений, но они очень полезны для развития детей. И если применять в комплексе традиционные методы коррекции и нейропсихологические упражнения, то это позволит улучшить у ребенка и память, и мышление и воображение, мелкую и крупную моторику, а также речь.
В идеале такие занятия должен проводить педагог – психолог.
Рекомендации по развитию мышления у детей с ЗПР
Некоторые приемы и методы развития мыслительных операций у детей с ЗПР
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.
Особый интерес представляет метод обучения детей модельному конструированию, разработанный А. Р. Лурия (1948). Суть этого метода заключается в том, что образцы-модели предъявляются ребенку заклеенными плотной белой бумагой и, прежде чем начать строить, ребенок должен сам планомерно исследовать образец, подобрать к нему соответствующие детали, то есть модель-образец предлагает ребенку определенную задачу, но не дает способа ее решения.
Конструирование по моделям успешно формирует у детей ориентировочную деятельность, способствует развитию самоконтроля своих действий в процессе выполнения конструктивных заданий и при анализе их результатов.
Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.
Для развития логического мышления можно использовать разнообразные упражнения:
1. «Восстанови рассказ». Упражнение заключается в придумывании недостающих частей рассказа, когда одна из них (начало события, середина или конец) пропущена. Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.
2. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.
Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).
3. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.
Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.
Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые, желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.
4. «Поиск аналогов». Называется какой-либо предмет или явление, например «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, то есть других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они, подбирались. Например, в данном случае могут быть названы: «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.
Эта игра учит выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирует способность классифицировать явления по их признакам.
5. «Способы применения предметов». Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Задача ребенка — назвать как можно больше различных способов ее применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.