Людмила Радец Сидоренко
Развитие речевой грамотности детей посредством сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речевой грамотности детей посредством сюжетно - ролевой игры»
Аннотация. Раскрывая актуальность проблемы развития речевой грамотности у детей дошкольного возраста, автор статьи акцентирует внимание на сюжетно-ролевой игре как одном из эффективных методов развития речи воспитанников.
Ключевые слова: речь, сюжетно – ролевая игра, общение, грамотный подход.
Период до семи лет сопровождается активным ростом детского организма, в том числе и развитием речи, что делает развитие речевой грамотности у детей дошкольного возраста одним из приоритетных направлений образовательной программы ДОУ. До пяти лет у ребенка закладывается основа речи, тогда как основной прогресс в развитии приходится на старший дошкольный возраст. Давно доказана зависимость между всесторонним развитием личности ребенка и его грамотной речью.
Эта проблема актуальна для многих педагогов по всему миру. И большинство из них едины во мнении: продуктивное развитие речи ребенка невозможно без сюжетно-ролевой игры.
В этих играх происходит трансляция взаимодействий и общения взрослых с детьми, отображается окружающий мир, решаются ежедневные задачи и пр., благодаря чему сюжетно-ролевые игры оказывают влияние на решение многих речевых проблем у детей. Благодаря сюжетно-ролевым играм у детей происходит ознакомление с окружающим миром, познание способов взаимодействия друг с другом при разыгрывании различных сюжетов. Но самое важное – речевое общение дошкольников друг с другом.
Учебно-воспитательный процесс отводит сюжетно-ролевым играм ключевую роль в развитии грамотной и функциональной речи у детей, при этом выделяя их в образовательной программе как наиболее эффективный метод развития речи в целом. Достижение поставленных задач невозможно без вовлечения детей в процесс, необходима мотивация для активного участия детей в игре, что ускорит прогресс в усвоении знаний.
С увеличением возраста детей увеличивается и продолжительность сюжетно-ролевых игр. Так, к примеру, дети старшего дошкольного возраста меняют сценарий игры по своему усмотрению, дополняя и видоизменяя его сюжетные линии, могут играть от нескольких часов до нескольких дней.
Когда дети увлечены сюжетно-ролевой игрой, они слушают и слышат друг друга, содействуют, заботятся и помогают товарищам, учитывая пожелания других участников игры, отстаивают собственную точку зрения, строят и реализовывают совместные планы. А избежать разногласия между детьми и погасить зарождающийся конфликт возможно только при корректировке сюжета со стороны педагога, его курирующей роли в игре. При этом недопустимо навязывать детям правила игры, требуется лишь аккуратное руководство и напоминания о плане игры, принятом изначально.
Еще одним доводом в пользу влияния на развитие речи может послужить умение старших дошкольников договариваться о правилах, планах и идее игры «на берегу» и коллективно, внося корректировки в сюжет по ходу игры, придумывая новые элементы в сюжетах. Благодаря сюжетно-ролевой игре формируются способности работать в команде, дети учатся выражать свои мысли и чувства, разносторонне развиваются личности.
Подводя итог можно сделать вывод, что одной из основ гармоничного развития человека является грамотная речь, развитие которой закладывается в детстве. Роль педагога заключается в необходимости создать благоприятную атмосферу, это можно добиться путем активного поощрения организации сюжетно-ролевых игр у детей.