Зухра Каримова
Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии»
Моя задача как учителя-логопеда — учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и увлечённо, дать возможность каждому ребёнку поверить в свои силы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры. Среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция.
Публикация «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе применения ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Как добиться хорошей результативности в коррекции речевых нарушений при посещении ребёнком индивидуальных занятий 2-3 раза в неделю, ведь большинство детей имеют тяжелое нарушение речи.
Изучив принципы, изложенные в ФГОС выделила для своей работы приоритетные:
Принцип индивидуализации.
Индивидуальная работа – это основа коррекционной работы с детьми с речевыми недостатками. Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к логопеду, в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать?
Конечно ИГРА. Игра даёт возможность следовать принципу признания ребёнка полноправным участником образовательного процесса.
Для качественной индивидуальной работы использую разнообразные приемы и методы.
Принцип взаимодействия родителей, как законных представителей ребёнка и ДОУ.
Родители – мои главные помощники (т. к. общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей.
Через разнообразные формы работы даю возможность родителям осознают важность и значимость речевого развития ребёнка, а затем в совместном сотрудничестве ребёнок+учитель-логопед+родитель мы идём по пути исправления речевых проблем и приходим к желаемому результату. Считаю, что ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Большинство детей, зачисленных на логопедическую группу, имеют сложные речевые расстройства. И часто без специального побуждения имеют низкий познавательный интерес, и проявляют недостаточную речевую активность.
Поэтому, считаю нецелесообразным проводить только индивидуальную и подгрупповую формы организации коррекционно-образовательного процесса фронтальные формы работы очень важны при коррекции речевых нарушений у детей в условиях логопедической группы.
При проведении фронтальных занятий важно понимать, что коррекционно-логопедическая работа в ДОУ должна соответствовать принципу развивающего обучения.
Целью принципа развивающего обучения является развитие ребенка. Поэтому при проведении фронтальных занятий особое значение я уделяю современным — образовательным технологиям.
Поиск новых направлений совершенствования коррекционно-развивающей работы привёл меня к использованию адаптированных методик ТРИЗ.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — технология не нова, но очень актуальна и востребована на современном этапе для достижения детьми целевых ориентиров. ТРИЗ для дошкольников – система коллективных игр и занятий, которая ведёт ребёнка к преодолению речевых проблем через развитие мыслительной деятельности. Взаимосвязь речи и мышления давно доказана. Методика ТРИЗ даёт возможность активно мыслить, размышлять, что способствует мощному толчку к формированию речевой активности, обогащению и активизации словаря, формированию грамматических конструкций, что так актуально для детей с речевыми нарушениями.
Мы педагоги часто даём ребёнку готовую информацию, не заставляющую думать. Методика ТРИЗ предлагает усвоение речевого материала не путём простого воспроизведения, а на основе развития творческого воображения и решения мыслительных задач.
Мною было составлено перспективное планирование по использованию творческих заданий и методов ТРИЗ, и была сделана попытка адаптировать и внедрить на практике некоторые методы и приемы технологии ТРИЗ, в проведение фронтальных коррекционно-образовательных занятий.
Методы ТРИЗ использую частично.
Метод аналогий – это поиск сходных черт у различных предметов или явлений, это получение новых знаний о предмете или его функциях, путём переноса на него существенных признаков другого предмета.
Так шапка может превращаться в крышу, парашют, сумку для переноса тяжестей.
Метод аналогий делиться на символическую, прямую, личную и фантастическую.
Я в своей работе использую символическую и личную аналогии.
Символическая аналогия даёт возможность ребёнку овладеть умением видеть в схематичном изображении-образ и наоборот учит какой –либо образ изображать символически. Подводит детей к тому, что даже с помощью линий можно нарисовать характер, сказочного героя своего друга или воспитателя.
Постепенно дети переходят к самостоятельному схематичному изображению опорных таблиц, «схем-помогалочек», для составления рассказов и пересказов, которые заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана-схемы (который ребёнок составил сам) делает пересказы и рассказы чёткими, связными и последовательными.
Учителя - логопеды и педагоги часто используют в своей работе мнемотехнику, но когда ребёнок сам является создателем (иногда только ему понятного изображения, процесс работы со схемой идет намного интересней и продуктивней
Личная аналогия (эмпатия) – даёт возможность попробовать войти в образ какого-либо объекта и рассуждать с его точки зрения.
Эмпатия даёт огромный простор творчеству стимулирует не только речевое развитие, но и эмоциональную интонационную окраску речи.
Достаточно трудный для детей с общим недоразвитием речи тризовский метод. К нему нужно переходить, когда у детей пополниться словарный запас, уйдут сложности в речевом оформлении своих мыслей.
Всем знакомая сказка «Курочка ряба» станет совсем другой, если её рассказать от имени деда. А сейчас попробуйте хотя бы мысленно войти в образ яйца, которое били-колотили, и наконец, уронили и разбили, или в образ чистого пола на который упало это яйцо — получается новая сказка.
Мы с моими воспитанниками используем личную аналогию, в контексте разных лексических тем и превращаемся с детьми в разные фрукты и овощи, которые спорят между собой, кто из них лучше. Фантазируем, о чем могут разговаривать между собой птицы, или снежинки, которые кружатся в снегопаде.
Так проходят занятия по развитию связной речи занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям и в ходе живого общения овладевает умением, грамматически правильно строить предложения, выстраивать диалоги, участвовать в дискуссиях.
В итоге дети осваивают алгоритм составления загадок, записывают их с помощью опорных таблицы посредством символической аналогии.
В результате активизируется и пополняется атрибутивный словарь, формируются представления о переносном значении слова. В итоге дети с общем недоразвитием речи в игровой и интересной для них форме преодолевают свои речевые трудности.
Морфологический анализ
При использовании этого метода у педагога должен быть девиз: «Ни я проверю твои знания, а ты сам сотворишь что-то новое!» И дети создают новых животных, птиц, растения, сочиняют новые сказки.
Для этого использую морфологические таблицы, где по вертикали и горизонтали в клетках располагаются картинки, или схемы каких -либо объектов или их частей. Произвольно выбирая картинки, можно создавать разные фантастические объекты.
Используя морфологические таблицы можно создать необычное животное (например, животное с головой зайца, туловищем крокодила, хвостом лисы и ногами жирафа).
А потом сочинить про него свою историю (как зовут, место обитания, средства питания, взаимоотношения с другими животными).
С помощью морфологического анализа, дети придумывали новые игры, новую одежду, мебель для игрушек.
Планомерная работа с использованием адаптированных методов ТРИЗ даёт положительные результаты в работе с детьми. Наблюдается положительная динамика, как в интеллектуально-речевом, так и личностном развитии дошкольников. В результате работы по данным методикам речь стала логичной, последовательной, более образной и эмоциональной. Самым главным достижением, считаю заинтересованность детей к этому виду деятельности. Дети с интересом составляют рассказы, непохожие на другие, учатся слушать товарищей, чувствуют свой успех и стремятся к большему.
.ТРИЗ-технологии пробуждают интерес к овладению связной речью, способствуют более эффективному обучению. Кроме этого, их использование соответствует социальному заказу на развитие творческой, разносторонне развитой личности.
В результате проведения занятий с использованием элементов ТРИЗ у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, через мышление развиваются все речевые процессы.
Поэтому практика по данному направлению будет применяться мною и в дальнейшей моей работе. Буду осваивать другие методы ТРИЗ.