светлана полянская
Проект по развитию речи направленный на развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Зима».
Выполнила: Учитель – логопед Муниципального казенного дошкольного учреждения «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша Полянская С. В.
Вид проекта : познавательно – речевой.
Проблема: снижение уровня развития связной речи у дошкольников, несформированность лексико – грамматических категорий.
Публикация «Проект по развитию речи направленный на развитие речевого дыхания» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель: сформировать у детей дошкольного возраста лексико – грамматические категории и потребность в совершенствовании самостоятельной связной речи.
Актуальность: современная ситуация с развитием речи дошкольников - серьезная проблема, подтверждением которой является рост, с геометрической прогрессией, количества детей с речевыми недостатками. Речь не является врожденной. способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка не служит показателем его общего развития. И от того чему и как учат ребенка, что входит в его разум и сердце из окружающего мира дошкольного детства – в решающей степени зависит каким человеком он станет.
Увеличивая и систематизируя объем знаний о времени года «Зима», дети не только расширяют запас знаний об окружающем мире и умение оперировать этими знаниями, а в большей степени обогащают активный словарный запас, совершенствуют самостоятельную продуктивную деятельность и самостоятельную связную речь.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о времени года – зима.
2. Развивать носовое дыхание и длительность выдоха.
3. Формировать навык образования относительных прилагательных, существительных уменьшительно – ласкательной формы.
4. Развивать умение подбирать слова – антонимы.
5. Развивать самостоятельную, связную монологическую речь дошкольников.
6. Развивать просодическую сторону речи.
7. Воспитывать интерес к самостоятельной, продуктивной деятельности.
Словарная работа: Стужа, студеная, метельная, сугроб, проталинка, сытый.
Участники проекта : учитель – логопед ДОУ, дети.
Предполагаемые результаты:
- у детей сформированы определенные знания о времени года – зима.
- дошкольникам доступен навык словообразования, подбора слов – антонимов;
- дети оперируют полученными знаниями и умениями в самостоятельной деятельности.
Продукты проектной деятельности :
- обновление предметно – развивающей среды.
- дети научились систематизировать полученные знания о времени года «Зима» и оперировать ими.
Ход занятия
1. Орг. момент (музыка) :
Наконец пришла зима
Стали белыми дома,
Снег на улице идет,
Дворник улицу метет.
Мы катаемся на санках
Пишем на катке круги,
Ловко бегаем на лыжах
И играем мы в снежки.
Лог: Дети, какое сейчас у нас время года?
Дети: Зима.
Лог: А как можно назвать зиму ласково?
Дети: зимушка, зимонька.
Лог: Я волшебница зима
В гости к вам сейчас пришла
И хочу вам рассказать
Как волшебниками стать.
Хотите стать волшебниками?
Дети: Да!
Лог: Чтобы многого добиться,
Надо очень потрудиться.
Лог: Давайте сделаем волшебную гимнастику для язычка.
2. Артикуляционная гимнастика.
Раз – мы песенку запели,
Два – уселись на качели,
Три - на лошади скакали,
На четыре – поболтали,
Пять – по зубкам постучали,
Шесть – мы в часики играли,
Семь – лакали словно кошка,
Восемь – спела нам гармошка,
Девять – сделали грибок,
Десять – ротик на замок.
3. Связная речь
Лог: Расскажите, какие признаки зимы вы знаете? А поможет нам в этом волшебное ледяное зеркало.
Снег-
Солнце-
Деревья-
Лог: Ребята, а что делают животные зимой? Странно, мне кажется, зеркало не знает ответ на этот вопрос. Я поняла, оно хочет проверить, что вы знаете о поведении животных зимой!
Животные -
Птицы-
Одежда-
Дети: Ответы детей.
4. Упражнения на развитие носового дыхания. Игра «Угадай по запаху»
Лог: Какой праздник зимы вы любите больше всего?
Дети: Новый год!
Лог: Сейчас вы попробуете догадаться по запаху, чем пахнет этот праздник. (Предлагаются различные запахи и дети с закрытыми глазами должны узнать, что это за предмет)
5. Образование относительных прилагательных.
Лог: Какой может быть зима?
Если зимой много снега, значит зима – снежная,
Если сильные морозы – морозная,
Если часто метет метель – метельная,
Если часто гуляет вьюга – вьюжная,
Если часто бывает стужа – студеная.
6. Упражнение на развитие длительного выдоха «Сугроб»
Лог: Ребята, посмотрите на наш зимний лес, какие сугробы надул нам ветер! Давайте и мы надуем сугробы, но сначала надо сказать волшебные слова с хлопками: «Зи – ма, зи – ма, зи - муш – ка».
Берем трубочки, набираем воздух через нос и дуем как можно дольше.
Замечательные сугробы! Разве не волшебники мы?
7. Игра «Слова - наоборот». Подбор слов антонимов.
Лог: Следующее задание еще сложнее, но вы обязательно справитесь. Я предлагаю вам поиграть в игру «слова – наоборот», я буду называть словосочетания, а вы будете вредничать и говорить все наоборот.
Холодная зима – теплая зима
Голодный зверь – сытый зверь
Мокрый снег – сухой снег
Высокая горка – низкая горка
8. Подбор прилагательных
Лог: Из чего состоит снег?
Дети: Снег состоит из снежинок.
Лог: Снежинки пуховые,
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
Лог: Какие снежинки?
Дети: белые, пушистые, легкие, белоснежные, серебристые…
Лог: Кружатся снежинки
В воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала
На мою ладошку
Ой, не тай, снежинка!
Подожди немножко!
9. Отгадывание загадок, понятие родственные слова.
Лог: Ребята, а ведь к нам и правда залетели серебристые снежинки. Но снежинки не простые, а снежинки – загадки.
Легкая пушинка, белая … (снежинка)
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо снега ловко
Вставили морковку. (снеговик)
Белый, да не сахар,
Ног нет, а идет (снег)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять (снегирь).
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник).
Лог: Все слова - отгадки называются родственными потому, что все эти слова произошли от слова снег.
10. Физминутка:
Не боимся мы пороши.
Любим снег – хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам,
Хватит снега нам и вам.
Мы теперь метатели,
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!
Лог: Ребята, а вы любите снег?
А кто любит зиму больше всех?
Дети: Мы! Дети!
11. Развитие связной монологической речи.
Лог: Посмотрите на наше волшебное зеркало и скажите, почему вы с нетерпением ждете зиму и любите ее? Свой ответ можно начать так: «Я люблю зиму потому, что зимой можно …»
Ответы детей.
12. Развитие творческих способностей, мелкой моторики рук.
Лог: А я люблю зиму еще за то, что можно построить снежную крепость! К сожалению, в группе крепость из снега не построишь, она ведь растает, но мы можем снова стать немного волшебниками и построить крепость из конструктора, для двух веселых снеговиков!
Кто скажет волшебные слова, чтобы у нас получилось новое волшебство?
Дети: «Зи – ма, зи – ма, зи – муш - ка»
Дети: Строят крепость (музыка).
13. Итог.
Лог: Вам понравилось занятие? Что нового вы узнали?
Ответы детей.
Лог: Мне очень понравилось сегодня у вас на занятии, вы много знаете и умеете. И на прощание я вам подарю волшебный снег, который не тает даже в группе.