Светлана Друзева
Игры и упражнения для развития речевого дыхания без участия речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого дыхания
Речевое дыхание является основой звучащей речи, источником образования звуков, голоса. Формирует голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та и другая функции выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.
При систематическом использовании игр и упражнений на развитие речевого дыхания без участия речи ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать.
Начинать следует с легких упражнений: задуть свечу или сдуть ватку с ладони с расстояния 12-20 см (расстояние можно постепенно увеличивать).
Следует помнить: дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка и могут вызвать головокружение (и даже головные боли, поэтому после каждого упражнения необходим отдых. В случаях появления головокружения занятия следует прекратить.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи
«Цветочек»
Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать цветочек (вдохнуть аромат).
«Узнай по запаху»
Узнать яблоко, сок и т. п. по запаху сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.
«Свеча» («Задуй свечу»)
Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом. Вместо настоящей свечи можно предложить макет свечи с «огоньком» из тонкой красной бумаги, фонарик, настольную лампу (дети дуют, взрослый гасит лампу).
«Чей пароход (паровоз) дольше гудит?» Дать ребенку чистый пузырек (колпачок от фломастера, шприца и т. н.). Чтобы он загудел, нижней губой надо слегка коснуться края пузырька. Струя должна быть сильной. Дуть несколько секунд.
«Погрей рук»
Ребенок вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот.
«Листья шелестят»
Ребенку предлагают полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики, так чтобы они отклонялись и шелестели.
«Флажок»
Ребенку предлагается подуть на флажок сначала из тонкой цветной бумаги, а затем из более плотной.
«Чья птичка дальше у летит?»
Фигурки птичек из тонкой бумаги ставят у самого края стола. Двое детей, либо ребенок и взрослый садятся - каждый напротив своей птички - и по сигналу дуют на нее. Продвигать птичек нужно на одном выдохе.
«Покатай карандаш»
Ребенку предлагают вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (шарик из ваты или фольги, колпачок от шприца, катушку от ниток и т. п.).
«Трубочка»
Ребенку предлагают подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты или фольги и т. п., покатать катушку от ниток, колпачок от шприца и другие предметы, дуя на них через трубочку. Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.
«Бурлящая вода»
Ребенку предлагается подуть в бутылку с водой через трубочку. Выдох должен быть ровный и длительный - тогда вода будет долго и равномерно бурлить.
«Пускание мыльных пузырей»
Чей пузырь будет летать дольше?
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки, птички, перышки, бусинки, кусочки ваты, мелкие игрушки, фигурки акробатов и т. п.). По сигналу «Снежинки летят» ребенку предлагается длительно подуть на них. Под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.
«Морские гонки»
Через короткую трубочку дети дуют на бумажные кораблики, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках или раньше пристанет к берегу. Можно дуть на пластмассовые игрушки, плавающие в воде, на «кораблики» - половинки грецкого ореха с парусом.
«Духовые инструменты»
Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка).
Можно изготовить самодельные духовые инструменты из колпачков разных размеров от старых ручек и фломастеров.
Вы всегда можете обратиться за консультацией к учителю-логопеду детского сада.